“МЫ СУРОВОГО ВРЕМЕНИ ДЕТИ”
0
1091
Бронничан военных поколений с каждым годом становится все меньше в нашем городе. Ведь даже те,кто встретил германское нападение малышами, сегодня уже доживают восьмой десяток... Продолжая тему “детей войны”, я в этот раз хочу рассказать о нелегкой судьбе знакомых мне представителей двух семей, проживавших в ближней к нам сельской округе, в тогдашнем Бронницком районе, а в дальнейшем ставших жителями нашего города. Год за годом разворачивая “суровое полотно их судеб”, отчетливо понимаешь, что из тысяч биографий таких вот простых россиян складывалась великая история нашего народа, победившего в грозовые 40-е германский фашизм, а в послевоенные 50-е восстановившего страну из руин...
Воспоминаниями о своей родне со мной поделилась моя ровесница и соседка по дому Раиса Соловьева (до замужества Фомкина), как и я в детские годы пережившая все тяготы сурового военного времени. Начала она рассказ о своем свекре – солдате Великой Отечественной войны. Федор Соловьев, глава простой сельской семьи, как и многие мужчины его возраста, ушел на фронт в 1941 г. – в самые первые недели после начала всеобщей мобилизации. Воевал красноармеец на Карельском фронте – там и погиб в одном из ожесточенных боев с немцами. Так семья Соловьевых лишилась кормильца... До войны он с женой и двумя детьми, сыном Виктором и дочерью Ниной, жил в д.Верхнее Велино, а работать ездил в столицу. Причем, несмотря на скромную должность сантехника, не один год был под строгим надзором НКВД, так как обслуживал засекреченные подземные помещения Кремля. В Москву, несмотря на то, что Федору предлагали там жилплощадь, семья почему­то переезжать не стала. В деревне у них был свой дом и налаженное хозяйство. Жена трудилась в местном колхозе, а дети учились в бронницкой “красной” школе.
С особой теплотой моя собеседница вспоминает о своем (ныне уже покойном) муже Викторе Федоровиче – сыне павшего в бою советского воина. Именно он на этих снимках. В 1941 г. он как раз закончил 5­й класс в Бронницах. А уже ближе к осени, когда германские войска вплотную подошли к Москве, 12­летний мальчишка, как и большинство его одноклассников, был, можно сказать, мобилизован вместе с сотнями других жителей Подмосковья разных возрастов на рытье противотанковых рвов и траншей на подступах к столице. Вместо учебников и тетрадей они взяли в руки лопаты и, не покладая рук, не один месяц напряженно трудились, сооружая заслон врагу. Именно таких, как Виктор Соловьев, называют не только “детьми войны”, но и активными участниками трудового фронта. Именно такие, как он, судя по воспоминаниям старожилов, день за днем создавали мощный оборонительный пояс. Именно усилия этих людей разных возрастов, полуголодных и неутомимых, вместе с героизмом советских воинов, позволили остановить немецко­фашистских захватчиков у самых стен столицы. А затем отбросить их назад и начать историческое контрнаступление под Москвой.
Уже через годы после окончания той войны муж рассказал нам о том, каким трудным было то время, – говорит Раиса Яковлевна. – Даже привычные к работе на земле деревенские мальчишки, бывало, натирали на рытье траншей свои ладони черенками лопат до кровавых мозолей. Над ними часто пролетали вражеские самолеты – бомбить Москву. Они даже слышали далекий вой сирен и видели в темнеющем небе пересекающиеся лучи прожекторов. Но при этом никто из школьников не хныкал и не пытался дезертировать с места своей тяжелой работы. Известный всем лозунг: “Все для фронта! Все для победы” звучал тогда для них как военный приказ... В те военные годы Витя начал, уже как взрослый, работать подсобником в артели по изготовлению колес для телег, которая называлась “Колесня”. Заказов у артели было немало, ведь лошадь тогда была основным средством передвижения в деревнях и на колхозных полях. А еще заработок быстро повзрослевшего сельского паренька стал хорошим подспорьем солдатской вдове для того, чтобы прокормить оставшееся без отца потомство.
В победный год вдова погибшего солдата продала свой дом в деревне и приобрела небольшой домик в Бронницах. А 15­летний Виктор пошел работать учеником автослесаря в автопарк в/ч №51548. Послевоенные годы, как вспоминают бронницкие старожилы, были очень трудными для россиян. Но семья Соловьевых уже привыкла к жизненным тяготам. К тому же сын к радости матери во всем помогал ей. Трудолюбивый и любознательный подросток, прошедший хорошую закалку на трудовом фронте, быстро освоил азы слесарной профессии. И вскоре, получив разряд, стал работать самостоятельно. А в дальнейшем он без отрыва от работы выучился на водителя и получил права. В июне 1950 г. возмужавшего Виктора, освоившего авторемонтную специальность, призывают в ряды Советской Армии. Получившего отличную характеристику призывника направляют в пограничные войска. Причем, попал он в самую жаркую точку СССР – в Кушку. Поначалу служил простым солдатом­пограничником, регулярно заступал в конный наряд по охране южных рубежей страны. А после окончания школы сержантов и освоения “смежных” армейских профессий он дослужился до старшины заставы, стал инструктором по служебному собаководству.
Отслужив положенные 4 года, сержант запаса Соловьев вернулся в родной город. И с 1954 г. для него начался новый жизненный этап. Виктор поступает работать на тогдашний 38­й завод – учеником фрезеровщика. И здесь, на серьезном оборонном производстве, завидное трудолюбие помогает парню с надежной жизненной закалкой овладеть многими рабочими специальностями, стать станочником широкого профиля, активным заводским рационализатором, а в дальнейшем – наставником молодых кадров. А еще Виктору очень повезло в том, что вскоре он встретил в Бронницах близкого себе человека. Раиса Фомкина – уроженка д.Марьино, как и он, пережила в детские годы войну. Ее отец Яков Кондратьевич тоже был призван на фронт почти сразу же после германского нападения. И с войны, как и Федор Соловьев, уже не вернулся: умер от ран в марте 1943 г. А солдатской вдове Марии Никитичне тоже пришлось одной поднимать потомство. Только детишек у Фомкиных было больше: что называется, семеро по лавкам. Не всем из них довелось пожить в благополучное время: кто­то умер в военный год, кто­то позже... Сегодня из всего потомства жива только Раиса Яковлевна. Она и рассказала мне в юбилейный для истории страны год родословную своей семьи.
Только добрыми словами сегодня вспоминаю своих родителей: отца, погибшего, защищая страну, мать, проводившую мужа на фронт, а потом получившую на него “похоронку”, – говорит моя собеседница.–Мама все смогла пережить и достойно преодолела тяготы тогдашнего военного быта. Но самое главное: она сумела прокормить и вырастить нас–семерых детей. Для простой колхозницы, работавшей дояркой на ферме, это было очень трудно. В те годы, обеспечивая фронт и столицу сельхозпродукцией, сельчане все свое время отдавали хозяйству. Домой приходили затемно, только переночевать. Трудились все с двойной­тройной нагрузкой: за себя и за воевавших на передовой мужчин. Мы, в то время еще школьники, постоянно помогали своим матерям в полеводческих бригадах и в животноводстве. Все мы были детьми войны, и эта закалка помогла нам выживать и в нелегкий послевоенный период. Сегодня, оглядываясь назад, могу сказать, что все мои сестра и братья (кроме Юлии, умершей в 10­летнем возрасте после операции) выросли порядочными людьми. Многие годы они добросовестно работали на бронницких предприятиях и в окрестных хозяйствах. К примеру, одной из моих сестер – Елизавете, которую с полным основанием можно назвать участницей трудового фронта, работа в колхозе помогла после семилетки выбрать профессию агронома.
Сама Раиса Яковлевна смогла окончить после войны только 9 классов. После тяжело заболела и потеряла трудоспособность ее мать. Девушке пришлось пойти работать простой швеей на швейно­галантерейную фабрику, чтобы содержать мать и покупать лекарства для ее лечения. После замужества моя собеседница многие годы, до самой пенсии, добросовестно трудилась на 38­м заводе. И жили они с Виктором Федоровичем душа в душу, поровну делили и радости, и горести, достойно воспитали двоих сыновей – Бориса и Игоря. Сегодня, когда мужа уже нет на этом свете, Раиса Яковлевна вспоминает о нем только по­доброму, с гордостью рассказывает о том, как уважали станочника­ универсала многие заводчане, показывает заслуженные своим супругом награды. Но самой почетной из них покойный считал медаль “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941­1945 гг.”. Так уж вышло, что ветеран был награжден этой медалью только в 1973 г. Зато награда была вручена ему лично на торжественном собрании всего коллектива 38­го ОПЗ одним из тогдашних руководителей Московской области. Это был самый памятный день в биографии Виктора Соловьева. А медаль стала свидетельством его личного вклада в ту Великую Победу нашего народа, 70­летие которой мы будем отмечать в этом году.
Воспоминания записала Е.СМИРНОВА­ЛАТРЫГИНА
Фото из семейного архиваСоловьевых­Фомкиных.
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий