НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БРОННИЦАХ В 1926 ГОДУ
444
Первое советское десятилетие – время тотальной перестройки общества и всевозможных экспериментов, которые коснулись и сферы образования. Советским руководством была поставлена задача ликвидации безграмотности и воспитания человека нового типа.
До октябрьской революции на территории г.Бронницы было 3 начальных школы (земская, городская и церковно-приходская). В 1912 г. в г. Бронницы было построено здание гимназии для мальчиков, в 1914 г. – гимназия для девочек. Женская гимназия существовала на средства платы за право учения и субсидии земства.
Первая Конституция РСФСР – 10 июля 1918 года регламентировала (ст. 17, раздел 2, глава 5), что:
«…В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование».
Стоит отметить, что данная Конституция была самой идеологизированной. Люди, жившие на не трудовые доходы, были лишены политических прав, в том числе права на обучение. Но на местах конкретные случаи рассматривались очень внимательно. Так, 23 сентября 1926 года Бронницкий городской Совет просит Уездный отдел образования (УОНО) «принять в школу семилетку в I-ю группу сына гражданки Повышевой Николая. Мать его, хотя и торговка, но торгует только потому, что нетрудоспособная. Повышев – пионер».
К лету 1918 г. образован Московский губернский Отдел народного образования. Органами народного образования на места было выслано немало директив, в том числе положением от 30.10.1918 г. устанавливалась государственная единая трудовая школа для совместного обучения мальчиков и девочек в возрасте от 8
до 17 лет с девятилетним курсом обучения, разделенным на две ступени. Первая ступень охватывала учащихся 1–4 классов, а вторая – 5–9 классов.
Декрет Совнаркома РСФСР от 18 декабря 1923 года «Устав единой трудовой школы» гласил: «… Единая трудовая школа разделяется на две ступени: школа 1-й ступени для детей от 8 до 12 лет, включительно, содержит четыре возрастных группы учащихся; школа 2-й ступени – от 12 до 17 лет включительно, содержит пять возрастных групп учащихся…».
Таким образом, в первые годы Советской власти, имеющиеся школы были реорганизованы в школы I ступени, а одна из гимназий – в школу II ступени и позднее в семилетку.
По архивным данным на 1926 год, директорами этих школ являлись: «школа II – В.Н.Покровский, школа III – В.В Недачин., школа I – А.Д. Хабарова. Школа семилетка – Н.П.Кедров».
Гражданская война в России (7 ноября 1917 г. – 25 октября 1922/16 июля 1923 г.) спровоцировала резкое увеличение числа беспризорников. По одним данным в России насчитывалось 4,5 млн. беспризорников, по другим – в 1922 г. было 7 млн. беспризорников.
Чтобы уменьшить их число, в стране создаются детские дома. Но так же создаются условия для того, чтобы детей брали в семьи. Так, 3 августа 1926 года Президиум Бронницкого Уисполкома сообщает Бронницкому горсовету, что «…Московский Центральный П(атронажный) отдел Охраны материнства и младенчества выдает на патронат (воспитание) детей за плату 15 руб. в месяц и все предметы ухода, как то: пеленки, корыто, рубашки, платья, одеяла и др.».
Несмотря на то, что гражданская война только закончилась и положение со снабжением в стране было очень тяжелым. При этом, снабжению школ уделялось особое внимание. Об этом свидетельствует переписка Бронницкого Уисполкома и Бронницкого УОНО «О работе и ремонте школ, проведении электричества, водопровода, сборе налогов, проведении займа, организации яслей и др.»
Так, в переписке Бронницкого УОНО и Бронницкого Горсовета от 25 сентября 1926 года указано, что в 3-й Бронницкой школе I ступени был произведен ремонт. УОНО просит сообщить Горсовет, вовремя ли начаты школьные занятия. На что Горсовет отвечает 24 октября 1926 года, что занятия начаты вовремя.
Кроме того, в одной из служебных записок от 4 августа 1926 года говорится что, «…срок окончания ремонта школ определен Президиумом УИКа и Уездной строительной Комиссией 15 августа сего года (1926 г.). Виновные в задержке и позднем окончании работ будут привлечены к законной ответственности».
Также особое внимание уделялось непосредственно детям: «…Здоровье ребенка – его общее развитие, рост, успешность в школьных занятиях зависит не только от качества продуктов питания, но и от правильного распределения во времени приема пищи ребенком… Ряд наблюдений над поведением детей после введения горячих завтраков или приварков показали, что повышается успеваемость и улучшается поведение детей…».
Но не только завтраками поддерживалось здоровье детей. В обязательном порядке проводились медицинские осмотры. 14 января 1926 года «…УОНО ставит в известность, что в ближайшее время, по возобновлении учебных занятий в школах уезда, врачами СанЧасти начинается подробное обследование и описание школьных зданий, УОНО просит ВИКи объявить Зав.Школам в волости о необходимости оказания возможного содействия участковым санврачам в смысле сообщения необходимых им сведений касающихся, как самого здания, так равно и других вопросов: состав учеников, режим и проч.».
26 декабря 1919 года декрет Советских Народных Комиссаров положил начало государственной программе «Ликвидация безграмотности». Ликбезом занимались избы-читальни и создаваемые общества «Долой безграмотность». Бронницкое общество с таким названием было создано в сентябре 1924 года. Вступление в него было добровольным, а основной задачей было содействие государственным организациям в деле ликвидации безграмотности. Однако особая роль в этом деле отводилась народному образованию.
Для самых маленьких жителей города Бронницы открываются ясли. «На основании Постановления Исполкома Бронницкого Горсовета от 23 апреля 1926 года Прошу Бронницкий Уздрав ассигновать необходимые средства на приглашение персонала в детские летние ясли в г.Бронницах для детей беднейшего населения, занимающихся крестьянским хозяйством (на 25 человек). Средства на оборудование яслей и на их содержание (без персонала яслей) будут обеспечены…».
Борясь с неграмотностью населения, учителя не забывали о самообразовании. Для этого проводились различные конференции. Так в телефонограмме от 21 мая 1926 года говорится о том, что «… с 25 мая по 5 июня проводятся волостные конференции учителей, где подводятся итоги годовой работы школ данной волости и ставится на широкое обсуждение самих учителей вопрос о массовой методической работе учительства… По Вашей волости волконференция состоится 5 июня в 3 Бронницкой школе совместно с Велинской и Вохринской волостями с 11 часов».
Оценивая работу Бронницкого Уездного отдела народного образования, XIII Уездный Съезд Советов Бронницкого уезда «… признает линию в работе по народному образованию правильной и одобряет мероприятия по расширению и углублению в работе культурно-просветительных учреждений в уезде». Таким образом, работа Бронницкого УОНО была разносторонней и обширной, а главными направлениями в области образования были бесплатное и доступное образование, ликвидация безграмотности и беспризорничества.
Елена СЕРГЕЕВА, научный сотрудник Музея истории города Бронницы
 
Назад