БРОННИЦЫ В 1918 ГОДУ
0
1727
(по газетным и архивным материалам)

Сто лет прошло со времени событий, которые происходили в нашем городе в 1918 г. О жизни города, его жителей, о работе органов управления и власти в этот период сохранились документы в нашем бронницком архиве и в Центральном Московском областном архиве. Кроме того, в газетно­журнальных фондах Российской государственной библиотеки и Государственной исторической библиотеки имеются почти полные подшивки газеты «Известия Бронницкого уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов» за 1918 г. В этом году на страницах газеты очень часто печатали выписки из протоколов совещаний и заседаний исполкома Бронницкого уездного Совета депутатов и постановления уездного Совета депутатов. Если учесть, что не все документы дошли до нас, то опубликованные в местной газете 100 лет назад сведения имеют очень большое значение с точки зрения истории. Благодаря сохранившимся документам, мы можем составить представление о том, как и чем жил город в этот период.
Мы знаем, что до февральской революции в Бронницах располагались два органа управления: городская управа, которая ведала чисто городскими делами, и земская управа, решавшая вопросы Бронницкого уезда. Бронницкая городская управа перестала существовать после 16 августа 1917 г. Вместо управы появился городской Совет, но поскольку города включались в сферу административного воздействия губернских и уездных советов, то у них не было самостоятельности. Не были связаны с городскими советами и коммунальные отделы.
В 1918 г. произошло множество изменений в жизни города. Так были ликвидированы все благотворительные комитеты. Теперь уже к празднику Флора и Лавра, к Рождеству Христову, к Пасхе не выделяли денег неимущим людям. Все остатки денежных сумм из благотворительных комитетов были внесены в депозит Совета. 1 сентября этого года были упразднены все виды касс: больничные, ссудо­сберегательные, похоронные, эмеритальные. А 31 октября 1918 г. появился закон «О социальном обеспечении всех трудящихся».
В одном из своих протоколов 6­й съезд Советов отметил, что «…в настоящее время государство приходит на помощь трудящимся во всех случаях нужды». Очень важно для новой власти было обратить в свою веру население города, поэтому Исполком Бронницкого уездного Совета депутатов несколько раз организовывал митинги. Они носили агитационный характер и проходили на Советской площади. Большое внимание уделялось проведению пролетарских праздников: 1 мая, 7 ноября, 8 марта. В протоколе 6­го съезда Советов указывалось, что «праздники проходили при торжественной обстановке, дабы привлечь большие массы населения для их политического воспитания».
Например, 1 мая 1918 г. в Бронницах проходило очень ярко. «Праздник начался в 2 часа шествием по улицам города от Советской площади с плакатами и красными флагами… Во время произнесения речей все время реяли над городом и площадью аэропланы, что вместе с установившейся хорошей погодой создало величественную картину».
Несмотря на сложную ситуацию, Бронницкий Совет депутатов сумел наладить выпуск газеты «Известия Бронницкого уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов», благодаря которой горожане и жители уезда узнавали о самых важных решениях местных властей. Новое руководство среди страшной разрухи старалось как­то наладить жизнь в городе. Например, на базе механических мастерских, которые были построены в 1915 г. для оказания помощи фронту, создали ремонтные мастерские. Там жители могли починить сельскохозяйственную технику, выполнить ремонт изделий бытового назначения. Город нуждался в водопроводе, его начали строить еще в 1916 г., но не достроили. На проведение водопровода в Бронницах Губернский Совет по просьбе местных властей выделил 57000 рублей.
Но самый больной вопрос, который пришлось решать Совету депутатов, – продовольственный. Не хватало самых необходимых продуктов, назревал голод, поэтому стали организовывать советские столовые своими силами, не ожидая помощи из центра. Нужно было также наладить работу чайных, которые могли помочь в продовольственном вопросе, но от населения были жалобы на большие цены на продукты в чайных, даже была статья в газете «Известия Бронницкого уездного Совета депутатов» №13 от 24 июня 1918 г., которая называлась «Обратите внимание! (Бронницкому товариществу кооперативов). О плохом состоянии чайной (чайная находится на углу людной улицы)».
Поскольку продуктов не хватало, исполком поручил Бронницкому кооперативу срочно организовать молочную ферму, чтобы снабжать молоком городское население, особенно больных, раненых и многодетные семьи. Но как организовать такую ферму? Решили отобрать коров у состоятельных граждан! В частности, у городского врача Чифчева, прослужившего на этом посту около сорока лет, забрали корову и дом, так как он обслуживал буржуазию (такая была формулировка).
Ситуация с продовольствием настолько была тяжелой, что школьников, которые, по мнению Совета депутатов, были из семей, имеющих достаточно продовольствия, лишали пайка. Было издано соответствующее постановление 10 октября 1918 г.: «Поручить Продовольственному отделу проверить через комитет бедноты о запасах продовольствия у семей учащихся. И учащихся из семей состоятельных классов или семей, имеющих продовольствие, лишить продовольственного пайка, обязав их семьи снабжать учащихся продовольствием».
Кроме того, был введен так называемый классовый паек. Детям обязаны были выдавать 1/2 фунта риса на неделю. В Бронницах до июля 1918 г. выдавали по 1 фунту этого продукта. Но, так как из центра не было никаких поступлений в течение почти четырех месяцев и не предвиделось, пришлось выдачу сократить. Рис стали выдавать только больным детям по рецепту врачей. Чтобы облегчить жизнь одиноким служащим, им было разрешено пользоваться советской столовой. Все семейные не имели права пользоваться ею.
Особое внимание уделялось детям беднейшего населения. В одном из протоколов Собеса было решено: «Предоставить право детям беднейших граждан пользоваться бесплатным обедом и ужином при Бронницкой столовой». В утвержденном списке указаны дети от 4 до 13 лет. На этом же заседании отдел социального обеспечения издал постановление о снабжении детей обувью. Семьям выдавали от одной до четырех пар в одну семью. В этом же году шла перестройка системы образования. Учителя города Бронницы вышли из Всероссийского учительского Союза и стали именоваться учителями – интернационалистами.
В это время появилась единая трудовая школа. Все начальные и церковно­приходские были преобразованы в школы первой ступени. В Бронницах их организовали три. А мужская и женская гимназии стали называться школами второй ступени (постановление от 17 октября 1918 г.). 10 октября этого года Совет депутатов издал постановление: «Предоставить отделу Народного образования в экстренных случаях занимать нужные для школ здания частных лиц».
Позаботились органы власти и о красноармейцах, расквартированных в Бронницах. Для них в муниципализированном доме купчихи Попковой был устроен клуб «Красная звезда». При клубе открыли школу грамотности, библиотеку­читальню, столовую. К красноармейцам обращались с призывом идти учиться на инструкторские курсы, чтобы «стать во главе рядов Красной Армии», сокрушить врага и тем укрепить Советскую власть». Удивительно, но в это время открылся книжный магазин Бронницкого уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. В нем можно было приобрести не только книги и канцелярские товары, но и принимались заказы на комплектование библиотек.
Еще при подотделе внешкольного образования была организована центральная лекторская комиссия. Она предлагала населению лекции на разные темы и художественные чтения с туманными картинками. Как выше было сказано, город испытывал большую нужду в продовольствии, но также жителям не хватало товаров первой необходимости: обуви, ткани, одежды, мыла и т.д. Поэтому стратегически важным объектом в г.Бронницы становится сапожная мастерская. В нее было предписано свозить кожу и старую обувь для пошива, ремонта и распределения среди населения. Вышло постановление, в котором, в частности, указывалось: «…отобранную при обыске и находящуюся в складе отдела общего управления обувь передать в сапожную мастерскую для изготовления обуви на предмет снабжения населения уезда. Имеющуюся на складе готовую обувь распределить среди советских служащих, еще не получивших обувь. Старую обувь, находящуюся в складе 5­й авиационной роты, немедленно передать в Совнархоз для починки и переделки».
Подобные постановления были изданы по поводу валяльной и бурочной обуви, тюля и тюлевых изделий, марли, ваты и ватина, ковровых и мебельных материалов. Наиважнейшим вопросом для горожан стал земельный. Бронничане написали ходатайство в Совет депутатов об оставлении участков земли, которыми они владели. Но оно было отклонено. Решили выделить землю беднейшему населению, а остальную – муниципализировать и «принять меры к тому, чтобы к распашке земли было привлечено население города, имеющее лошадей и тракторы».
А какая политическая обстановка была в городе? Некоторые сведения об этом мы находим в рассекреченных документах, хранящихся в Московском областном архиве. Это еженедельные сведения и отчеты по Бронницам и уезду за 1918 г. Нижестоящие власти каждую неделю отчитывались перед вышестоящими. Вот что сообщал отдел общего управления Бронницкого уездного Совета депутатов 22 октября 1918 г.: «Буржуазия г.Бронницы привлечена на общественные работы по починке мостовых, постановке столбов для устраиваемого электрического освещения в городе и других работ».
В другом документе от 8 октября 1918 г. читаем: «Настроение у большинства населения бодрое и все верят в конечную победу над буржуазией и в торжество революции. Буржуазия присмирела, на которую повлияли репрессии, применяемые к ней в последнее время». Совет депутатов издал постановление о реквизиции частных магазинов, чайных, торговых лавок. Более того, в областном архиве был найден список из 42­х частных домов города Бронницы, которые тоже были реквизированы.
Эти и другие действия властей, естественно, вызывали недовольство у населения. Поэтому, конечно, ситуация в городе была напряженной. Так был даже издан приказ по гарнизону города Бронницы «Об охране Советских учреждений»: «Караул установить суточный, по одному часовому у ворот отдела общего управления и у парадного входа в отдел совнархоза. После 6­ти часов пополудни пропускать в здание только по удостоверению».
Добавляла напряжение эпидемия тифа, нужны были заразные бараки. Предлагали под тифозный барак отдать здание женской гимназии, но было издано постановление, в котором запрещалось школьные здания использовать не по назначению. Наконец было решено: «Срочно предоставить по распоряжению отдела здравоохранения помещение бывшей земской больницы, училище перевести в земотдел, земельный отдел перевести в дом Листратова».
3 марта 1918 г. был подписан Брестский мир и закончилась Первая мировая война, но вскоре в России началась гражданская война. Повсеместно шла мобилизация в Красную Армию, в связи с этим были недовольства. 29 сентября на митинге граждан города, сочувствующих коммунистической партии большевиков, комиссар Блохин, в частности, сказал: «Среди пролетариата есть мелкие счеты и недовольства Советской властью, но когда беда общая, все выступают единым фронтом».
Как видим, жизнь в городе была сложная, неоднозначная, и тем ценнее для нас документы 100­летней давности, помогающие понять ситуацию, в которой оказалось население Бронниц в 1918 году.
Ирина СЛИВКА, замдиректора по научной работе Музея истории г.Бронницы
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий