ОБРАЩЕНИЯ БРОННИЧАН и 33-я СТАТЬЯ КОНСТИТУЦИИ РФ
439
Как известно, 33-я статья основного закона страны гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Многим нашим читателям, наверное, будет интересно узнать, по каким поводам и как часто обращались бронничане к местной власти в прошедшем 2019 году. На эти и другие вопросы корреспондент «БН» попросил ответить управляющего делами администрации городского округа Бронницы Ларису КУЗНЕЦОВУ.

Лариса Павловна, в настоящее время завершается обсуждение поправок, которые будут внесены в Конституцию Российской Федерации. Касаются ли эти поправки 33-й статьи ?
Нет, об этом речи не идет. Ведь право граждан на обращения отвоевывалось на Руси веками. Более пятисот лет назад впервые в общерусском масштабе оно было продекларировано в 1497 году, с выходом в свет Судебника – свода законов Русского государства и развито в следующим Судебнике 1550 года. Его седьмая статья гласит: «А кто к которому боярину, или дворецкому, или казначею, или к дьяку придет жалобщик его приказу, и ему жалобников своего приказу от собя не отсылати.» В противном случае чиновники должны были «быти от государя в опале». В течение столетий это право подвергалось тем или иным изменениям. На него накладывали отпечаток политические и социально-экономические условия, складывающиеся в стране, особенности личности политических деятелей, возглавлявших государство. Было время, когда крепостным крестьянам запрещалось жаловаться на помещиков. Было и время, когда дворянство лишалось права предоставления коллективных жалоб государю, сенату и губернаторам… В отечественной истории были примеры, когда практическая невозможность подать челобитную приводила к народным бунтам.

Ну, а что же есть обращение бронницкого жителя в наше время, к примеру, в орган местного самоуправления – администрацию города или главе города – высшему должностному лицу местного самоуправления? Какова его значимость с точки зрения современного права и наших нынешних реалий?
Во-первых, обращения – есть средство защиты прав российских граждан. Наряду с судебной защитой, есть защита административная, проявляющаяся в реакции органов исполнительной власти на такое обращение и принятии ими соответствующих мер, есть важнейшее средство охраны человека, его прав и свобод. Во-вторых, обращение гражданина – это форма реализации его конституционного права на осуществление местного самоуправления. Следовательно, это одна из форм выражения народовластия. Посредством обращений гражданин может воздействовать на принятие решений органами власти, внося свой вклад в выработку государственной политики в различных областях жизни. И в-третьих, обращения граждан – это средство обратной связи, выражения реакции народа, масс на решения, принимаемые властью. Такие механизмы обратной связи необходимы как воздух, притом в первую очередь самой власти. Кроме того, обращения граждан часто могут вскрыть некую ещё не замеченную местной властью проблему и, возможно, указать пути её разрешения. Таким образом, они способствуют совершенствованию системы государственного управления, улучшению социальной действительности в целом.

А теперь вопрос, касающийся статистики: возросло ли по сравнению с предыдущим периодом общее количество обращений жителей города в администрацию?
Нет, такого роста не произошло. Наоборот, сохраняется очевидная тенденция к сокращению количества обращений. К примеру, в 2018 году общее количество обращений (устных и письменных) составило 1941, а в 2019 году – 1711.Заметно снизилось и количество письменных обращений : с 933 до 713.

В чем вы видите причину снижения количественных показателей?
Во-первых, значительная часть обращений граждан проходит теперь через городской многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. И специалисты МФЦ сами делают запросы во всевозможные государственные органы и в том числе в администрацию города. Так что в настоящее время ходить в администрацию лично уже нет нужды. И при этом бронничане получают необходимые документы через «одно окно», что им, безусловно, гораздо удобней. Во-вторых, у граждан имеются широкие возможности для получения необходимой им информации также через официальный сайт администрации городского округа Бронницы (www.bronadmin.ru), городской сайт (www.bronnitsy.ru), а также через газету «Бронницкие новости». Способствуют снижению общего числа обращений и «прямые эфиры, организуемые на городском телеканале. Реальную возможность обратиться дают и регулярные сеансы в режиме видеоконференц-связи в Общественной приемной органов исполнительной власти Московской области и органов местного самоуправления городского округа Бронницы. Кроме того, в деле взаимного общения с муниципальной и региональной властью неуклонно возрастает роль различных интернет-каналов и социальных сетей. Многие горящие проблемы граждане решают через «Добродел» – специальный сервис для жителей Подмосковья. Этот портал позволяет без заполнения бумажных документов и поиска необходимых инстанций взаимодействовать с органами исполнительной власти и решать конкретные проблемы.

А какова основная тематика обращений жителей нашего городского округа в администрацию за прошедший период?
Если иметь в виду только письменные обращения бронничан (всего их было 713), то картина здесь следующая: около половины (49,8%) – это обращения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Пятая часть этого количества (около 20%) напрямую связана с улучшением жилищных условий. Около 10% обращений связано со строительными делами и проблемами, а 6% – касаются вопросов экологии и землепользования.

Насколько активно в настоящее время идут бронничане на личный прием к главе города? Отразилась ли на явке к первому лицу то, что в Бронницах в прошлом году сменилось руководство муниципалитета?
Нет. Не изменился и сам порядок записи на личный прием к Дмитрию Александровичу. К главе можно записаться через секретаря (49646)66198, дни приема – первый и третий понедельник месяца). Не изменилось количество пожелавших встретиться с главой лично. Статистика такова: 110 человек – в 2018 году, 116 – в минувшем 2019 году. Прием граждан главой в первый понедельник месяца длится с 16.00 до 18.00, в третий понедельник месяца дольше – с 16.00 до 20.00.

С какими вопросами идут сегодня бронничане к главе города?
В 2019 году на личном приеме было поднято 46 вопросов по линии жилищно-коммунального хозяйства, что составляет примерно 40% от общего количества. По жилищным вопросам к главе обратились 37 бронничан (это 32%).

Какие принципы в работе с обращениями граждан, на ваш взгляд, должны быть основополагающими для всех, кто с ними работает?
Не потерял актуальности принцип, сформулированный еще Петром Первым: решать дела «по регламенту, по злобе не посягая, по дружбе и свойству не маня». А в нашем основном законе – Конституции Российской Федерации – он записан в статье 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Поэтому объективность, неуклонное следование нормам действующего законодательства, персональная ответственность за эту работу – это то, чем необходимо руководствоваться при рассмотрении обращений граждан.

Беседовал Валерий НИКОЛАЕВ
Назад