А ЖИЗНЬ ОСТАЕТСЯ ПРЕКРАСНОЙ ВСЕГДА!
0
3108
2 февраля – День воинской славы России. Это день победы советских войск в одном из крупнейших сражений Великой Отечественной войны. И чем дальше мы уходим от того сурового времени, тем важнее для нас память о защитниках Отечества. В числе бронничан, которые первыми встретили вероломное нападение гитлеровской Германии, есть человек, о котором хочется рассказать особо. Сведения о нем размещены в 1-м томе Книги Памяти “Солдаты Победы города Бронницы”. Это матрос Северного флота, в дальнейшем – офицер-орденоносец Лев Иванович ШЕСТАКОВ. Важно отметить и то, что 2 февраля исполнилось ровно 105 лет со дня его рождения. Он защищал Советское Заполярье с первых дней после нападения фашистской Германии на СССР. После войны стал кадровым военным, а уволившись из армии, проявил себя, как один из самых эффективных и значимых по своим делам бронницких руководителей общегородского масштаба.
Лев Иванович родился в 1916 г. в г.Архангельске. Этот северный портовый город, да и сам суровый край Беломорья наложили свой отпечаток на его характер и предпочтения. Шестаковы жили в доме на набережной Двины, оттуда открывались чудесные виды. Глава семейства Шестаковых – Иван Александрович был классным печником, а затем стал активистом пролетарского движения. Его супруга – Александра Константиновна, образованная для своего времени женщина, передала всем своим шестерым детям тягу к чтению и самообразованию. Есть в родословной Лёвы и судьбоносный морской штрих: его родной дядя – Дмитрий Константинович служил мотористом на крейсере “Данциг”.

С детства Лёва не был домашним пай-мальчиком. Уличный сорванец-непоседа, заводила дворовой компании, он умел постоять за себя, хорошо плавал, играл в футбол. В отличниках не ходил, но учился ровно. Окончив школу-семилетку, парень поступил в Архангельский строительный техникум. А после его окончания начал трудовой путь в тресте “Архгоржилкоммунстрой”. В 1937 г. 20-летнего техника-строителя призвали в Красную Армию. Срочную службу парень проходил на Дальнем Востоке, на одном из военных аэродромов. Именно там в сентябре 1938 г. после многочасового беспосадочного перелёта совершил посадку легендарный женский экипаж Гризодубова-Осипенко-Раскова, чему старшина Шестаков сам был свидетелем.

Германское нападение на СССР круто изменило его быт и местонахождение. С конца июня 1941 года он уже на другом конце страны: назначен заведующим складом боепитания 49-й отдельной авиаэскадрильи ВВС Северного флота. А с осени 1942-го переведён в 24-ю авиабазу на легендарном полуострове Рыбачий. Там тогда находился форпост советской морской авиации. На полуострове шли тяжелые бои, там после войны установлены памятники его героическим защитникам.

С Рыбачьего краснозвёздные истребители вылетали прикрывать от фашистских стервятников северные морские караваны – транспортные и конвойные суда союзников, которые по ленд-лизу доставляли жизненно важные для страны грузы по северному морскому пути. Уже в то время у молодого краснофлотца проявились организаторские качества, способность убеждать и сплачивать подчинённых. Вдобавок к основным обязанностям его избрали комсоргом. Это стало первым шагом на пути к призванию: ведь в дальнейшем именно работа с людьми стала жизненным призванием Льва Шестакова.

А еще именно там, на этом северном военном форпосте, Лев встретился с 20-летней медсестрой Верой Сидоровой.. Девушка-комсомолка из многодетной семьи прибыла сюда на службу добровольно после окончания курсов. Она могла бы остаться в спокойных, не попавших на линию фронта Бронницах. Но добилась отправки в действующую армию. И не один год, как и её избранник, несла службу в частях северной морской авиации.

Оба супруга заслужили военные награды: медали “За оборону Советского Заполярья”, “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”, а Лев Иванович кроме того  был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени. Победный 1945-й год стал началом их совместной супружеской жизни. И свою закалённую войной и полярными холодами любовь, супруги смогли сберечь, пронести через всю дальнейшую жизнь.

После окончания курсов политработников краснофлотцу Шестакову присвоили офицерское звание. Он вместе с молодой женой отбыл для прохождения дальнейшей службы в Прибалтийский военный округ. В 1946 г. в г.Паланга родилась дочка-первенец Лариса. А на месте нового назначения молодого офицера в городе Светлогорске Калининградской области в 1949 г. появился на свет сын Евгений.

В послевоенные 40-е и 50-е годы Лев Иванович занимался политработой в частях Краснознаменного Балтийского флота. После в таком же качестве служил в группе советских войск в Германии. Перспективный офицер везде успешно справлялся со своими обязанностями, часто бывал в командировках и постоянно, как отмечено в характеристике, поощрялся командованием.

Однако его армейскую карьеру прервало хрущёвское сокращение армии. В 1959-м майор Шестаков получил переломное для своей судьбы предписание – прибыть в штаб ВВС для получения расчёта по случаю увольнения в запас. И ему, 42-летнему мужчине, пришлось начинать трудовую биографию с нового листа.

Взвесив все “за” и “против” супруги Шестаковы совместно приняли решение: поселиться по месту жительства Веры Львовны – в Бронницах. Здесь демобилизованный офицер пошёл работать на 38-й опытный завод. Сначала трудился там прорабом ремонтно-строительной группы, затем – мастером, а после – начальником деревообрабатывающего отделения цеха №3.

В дальнейшем энергичного, умеющего организовать разных по характеру людей руководителя избрали секретарем парткома завода. Бывший замполит, благодаря общительному характеру и деловым качествам, быстро сумел найти своё место в гражданской жизни.

Заводчане уже с первых встреч обратили внимание на то, как он доброжелателен и отзывчив в общении. У этого человека, даже при серьёзном выражении лица, всегда “улыбались” глаза. Он умел выслушать любого посетителя, умел расположить его к себе. А еще никогда не перебивал своего собеседника и быстро схватывал суть его обращения.

Апрель 1967 года стал новым и самым важным этапом в трудовой биографии Льва Ивановича. Его избрали председателем исполкома Бронницкого Совета народных депутатов. Вчерашний заводской парторг встал у городского руля. В то время Бронницы переживали далеко не лучшую пору. Да и сами полномочия председателя горсовета были сильно ограничены тогдашним всевластием вышестоящих районных партийных органов. По любому вопросу надо было ехать в Раменское.

Но новый бронницкий лидер, имея твердый, волевой характер, не опускал руки. У него сразу сложились хорошие деловые отношения со многими руководителями, особенно со строителями. Это заметно отразилось на ходе и темпах строительства в Бронницах.

В центре города заложили фундамент будущего кинотеатра. Сначала стройку остановили: на отведенном земельном участке обнаружили плывун. Председатель горсовета принимал самое активное участие в решении проблемы. Во многом благодаря его аргументам было принято решение о продолжении строительства самого ожидаемого в Бронницах здания. В 1974-м городской кинотеатр был введён в эксплуатацию.

Большое внимание Шестаков уделял жилищному строительству. Здесь ему тоже приходилось решать сложные сопутствующие вопросы. В то время Бронницы были густо застроены частными домами. Чтобы подготовить площадку под строительство многоквартирного жилого дома, надо было сначала снести ветхие домовладения. Мэр не раз встречался с их хозяевами, членами семей, убеждал их в правильности принятого решения. Он всегда находил общий язык ибо имел свои методы убеждения, основанные на знании городского хозяйства и немалом опыте общения с самыми разными людьми.

Очень тесные деловые отношения у него сложились с первыми лицами 21 НИИИ, 38-го завода, БЮЗа, Бронницкой “Сельхозтехники”. Непосредственное, товарищеское общение, способность убеждать подчинённых в необходимости активного участия в общих делах способствовали развитию городского хозяйства даже в тот не самый благоприятный для нашего города период. Именно благодаря Льву Ивановичу, в городе в те годы появились новые пятиэтажные дома по улице Строительной, Москворецкой, Советской, Московской.

Очень важным и перспективным делом стало создание в Бронницах своего городского Совета директоров. Тогда, в 80-е годы прошлого века, он появился во многом благодаря организаторским усилиям Льва Ивановича. И без участия этого органа, как и без самого Шестакова, в городе не проходило ни одно общегородское мероприятие. К тому же, сам советский мэр почти всегда был в движении, стремился везде поспеть и во всё вникнуть, в своем кабинете находился только по необходимости...

Самое серьёзное внимание глава исполкома уделял проведению в нашем городе тогдашних коммунистических субботников, стремился привлечь к труду на благо общества как можно больше коллективов. Для поднятия настроения жителям города во время проведения таких мероприятий Лев Иванович размещал на обычном грузовике духовой оркестр, который разъезжал по Советской улице, играя для участников безвозмездного труда веселую, бодрую музыку и популярные песни.

К слову, именно на средства, полученные из всесоюзного фонда таких субботников в апреле 1976 года был заложен фундамент бронницкой городской больницы. Шестаков вместе с медиками настойчиво “пробивал” эту тему сначала в облздраве, а после – в союзном министерстве, доказывал острую необходимость новостройки. Совместно с руководством больницы Лев Иванович добился приезда в Бронницы министра и депутата Верховного Совета страны Бориса Петровского. Сам сопровождал его и убеждал в том, как важно для города изыскать средства на строительство. В том, что больничные корпуса полностью построены в бытность Шестакова, есть и его немалая заслуга.

Активно содействовал мэр и строительству зданий ПТУ-84 (ныне Московский Автомобильно-дорожный колледж), школы №3, двух детсадов, универмага “Юбилейный”, кинотеатра “Родина”. Не без его участия в Бронницах появились городская котельная, свои очистные сооружения, новый водозаборный узел, началась застройка больших жилых микрорайонов “Новые дома” и “Москворечье”.

Правда, в связи с новостройками о главе горсовета вспоминают не только хорошее. Кто-то из старожилов до сих пор винит его в сносе исторических объектов – гостиного двора и часовни. Но это решение принималось вышестоящими – районными инстанциями. Противостоять же тогда партийным верхам (для него, коммуниста и члена выборных парторганов) было делом практически безнадёжным... К слову, о том, что в городе вершилось не по его воле, он всегда сильно переживал.

Благодаря ответственному подходу руководства исполкома и общественной активности, большими событиями для активных горожан становились демонстрации трудящихся в честь 1 мая и Октябрьской революции. В праздничном шествии по ул.Советской принимали участие коллективы школ, всех городских предприятий и учреждений, а также близлежащих хозяйств – колхозов “Борец”, “Ленинец” и совхоза “Бронницкий”.

Особое значение Л.И.Шестаков как участник Великой Отечественной войны уделял празднованию Дня Победы. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть имеющиеся у “БН” исторические кадры видеосъемки шествия и возложения цветов к памятнику павшим воинам-бронничанам на площади Тимофеева 9 мая 1980 года.

В 1981 году, благодаря организаторским усилиям Шестакова, широко отмечалось 200-летие со дня присвоения Бронницам статуса города. В этих торжествах принимали участие артисты Московского театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. Они в то время шефствовали над нашим городом и регулярно выступали один-два раза в год с концертами перед бронничанами.

А еще, как вспоминали многие знавшие его люди, Шестаков был заядлым футболистом и таким же ярым болельщиком. К примеру, на праздник 200-летия со дня присвоения Бронницам статуса города были приглашены знаменитые футболисты-ветераны сборной СССР, которые играли со сборной города товарищеский матч на нашем стадионе.

Важен и такой факт. Даже после того, как Шестаков стал мэром, он всё так же жил в скромном служебном домике по номером 4, расположенном в Речном переулке. Весной и летом здесь всё, как и прежде, утопает в цветах и зеленой листве, а в садах и огородах зреют фрукты и овощи. Судя по воспоминаниям хорошо знавших его людей, Лев Иванович, несмотря на занятость, был увлеченным земледельцем-огородником.

С особой теплотой и заботой председатель горисполкома относился к подрастающему поколению. Всегда живо вникал в проблемы учебных коллективов, интересовался организацией образовательного процесса в ПТУ и в школах города. Обязательно присутствовал в одном из учебных заведений в день 1 сентября, а также во время вручения аттестатов об окончании школы, охотно выступал с наставлениями и пожеланиями перед выпускниками. Но при этом говорил с молодыми людьми простым, понятным им языком.

Он стремился поспевать везде: будь-то проведение благоустроительных мероприятий или устранение последствий ночной аварии в водопроводной сети жилого здания... Бывали такие насыщенные рабочие дни, что Лев Иванович приходил домой только переночевать, а всем семейным бытом занималась супруга Вера Львовна. Но при этом мэр умел быть заботливым любящим мужем и отцом для своих детей, образцовым семьянином, опытным земледельцем, гостеприимным хозяином дома и организатором настоящих домашних праздников.

В начале 1980 г. на первой сессии Совета народных депутатов г.Бронницы Л.И.Шестакова в очередной раз избрали председателем горисполкома. Таким образом, с 1967-го по 1983-й год он бессменно возглавлял Бронницкий горисполком, избирался в состав горсовета народных депутатов, в выборные партийные органы. За свои заслуги перед нашим городом Лев Иванович был удостоен звания Почетный гражданин г.Бронницы.

Он вёл напряженный образ жизни, часто работал без выходных и праздников. Флотская закалка, конечно, помогала быть в форме, даже разменяв седьмой десяток. Но сердце при такой нагрузке (а, бывало, и нервотрёпке) стало давать сбои. Беда случилась в августе 1983 года.

Во время отпуска на черноморском побережье у Шестакова, который с детства был отличным пловцом, привычным к дальним заплывам, прямо в море остановилось сердце... Так потом констатировали врачи. Внезапная смерть Льва Ивановича потрясла его родных, друзей, соратников. И, конечно, больше всех жену Веру Львовну, к слову, не намного пережившую мужа. Прощание с главой горсовета в клубе 21 НИИИ было скорбным и многолюдным: пришли все, кто его знал и уважал.

Ныне, спустя много лет, можно сказать, что Шестаков, как и любой руководитель, не мог быть одинаково хорошим для всех. Возможно, в чём-то ошибался, что-то понимал и делал по-своему, где-то выполнял жёсткие указания сверху. Да иначе и не могло быть на ответственной и неблагодарной должности председателя исполкома города районного подчинения. Но как бы то ни было, бронничане-ветераны по-доброму вспоминают советского “мэра”и его 16 непростых лет работы в горсовете.

Такая достоверная память современников – родных, близких, друзей, знакомых, воспоминания, сохранённые в документах, фотографиях и личных вещах (в отличие от пустых слухов и домыслов), – пожалуй, главное, что будет жить дальше. Эта память останется с нами, “как в поле роса, как в небе звезда, как в море бескрайнем весёлый прибой...” Как слова из любимой песни Льва Ивановича “Не надо печалиться”, которую непредсказуемая судьба не дала ему допеть до конца.
Валерий ДЕМИН
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий