Елена Каштанова: "Нашу династию сформировала школа!"
0
5729
Так уж повелось, что в честь общенародного праздника Дня труда принято воздавать должное всем, кто добросовестно работает, ответственно относится к избранной профессии и при этом воспитывает такое же правильное отношение к труду у своего потомства. Преемственность поколений, трудовые семейные династии – это законная гордость любого бронницкого предприятия, организации или учреждения. В особой чести у жителей нашего города – потомственные учителя, избравшие своей судьбой работу в школе и обучившие азам нужных знаний сотни юных бронничан. Сегодня мы познакомим наших читателей с представителями одной такой старинной учительской династии, берущей своё начало с первой половины прошлого века. Рассказать об этих людях, своих родных, о сегодняшних учительских буднях корреспондент «БН» попросил заместителя директора по учебно-воспитательной работе Бронницкого Лицея Елену Владимировну КАШТАНОВУ.

– Уверена: у каждой трудовой династии есть основной фактор, который формирует её, обеспечивает последовательность и приверженность избранному пути, считает Елена Владимировна. – В нашей истории – это школьный коллектив, осознание на примере своих близких людей нужности и значимости учительского труда, неуклонное следование раз и навсегда выбранной профессии. Если начинать издалека, с прошлых веков, то прежде хочу вспомнить свою прабабушку – Александру Митрофановну Рудневу. Она родилась в 1887 году и прожила 67 лет. Причем, основную часть своей плодотворной жизни отдала педагогике. Её путь в учительскую профессию начался после окончания женской гимназии, находящейся в Ведомстве учреждений императрицы Марии в Харькове...

Поясним нашим читателям, что это Ведомство в своё время управляло благотворительностью во всей огромной Российской империи. Оно ведет свою историю от канцелярии императрицы Марии Федоровны (супруги Павла I). Судя по имеющимся сведениям, именно эта императорская канцелярия с 2 мая 1797 года приняла в своё ведение петербургские и московские воспитательные дома со всеми их заведениями в других городах. Причем, уровень их деятельности, качество воспитания и обучения всегда были высокими. После смерти императрицы-благотворительницы в 1828 году все эти богоугодные воспитательные и образовательные учреждения вошли в состав вышеназванного ведомства в качестве, так называемого, четвёртого отделения. С 1854 года всё это территориальное объединение в целом получило название «Ведомство учреждений императрицы Марии».

– Имея достаточно хорошее по тому времени гимназическое образование, моя прабабушка решила продолжить своё обучение и получить профессию педагога, – продолжает свой рассказ моя собеседница. – Чтобы осуществить своё намерение, она уже в советский период переехала в Москву к своей старшей сестре Марии. И там поступила в Учительский институт при Министерстве народного просвещения. Этот институт в то давнее время находился в столице, на Большой Полянке. Получив после окончания учебы институтский диплом, Александра Митрофановна не один год работала учителем русского языка и литературы в одной из московских школ. Добавлю, что в первый период своей педагогической деятельности она вышла замуж за известного в наших краях художника – Ивана Семёновича Малинина (1866-1952 гг.)

В дальнейшем, как рассказала моя собеседница, семья Малининых переехала на постоянное место жительство в деревню Митьково Бронницкого уезда Московской губернии. Там у Ивана Семёновича был большой участок земли и собственный дом. В то трудное, голодное для всех время жить и растить детей гораздо проще было в деревне, имея свой огород и сад. Достойно проявив себя на учительском поприще, Александра Митрофановна со временем была назначена директором Митьковской семилетней школы. В этой школе обучались дети из всех близлежащих деревень: Натальино, Левино, Семёновское, Троицкое, Денисово, Марьинка и других. Потому её директора знали во всей сельской округе. В 1949 году за долгий и плодотворный труд в системе просвещения и очень весомые заслуги Александра Митрофановна была удостоена высшей награды СССР – ордена Ленина. В нашем роду о ней до сих пор вспоминают с гордостью.

– Безусловно, также повлияли на формирование нашей учительской династии и в частности, на мой профессиональный выбор бабушка и дедушка по материнской линии, – рассказывает Елена Владимировна. – Оба они посвятили школьному образованию многие годы жизни. Бабушка Екатерина Ивановна Малинина работала учителем начальных классов. Дедушка Владимир Иванович Малинин трудился учителем географии и биологии. К слову, дед прошел особенно яркий и содержательный жизненный путь. Он родился 1 февраля 1919 года в д.Митьково. Успешно окончил там же семилетнюю школу. Впоследствии, в 8-9-х классах, учился в одной из московских школ. Это стало возможным благодаря тому, что в столице жила и работала его старшая сестра – Татьяна Ивановна Малинина, которая успешно окончила МГУ. После 9-го класса Владимир Иванович вернулся в д.Митьково и пошёл работать учителем начальных классов (в то время так было можно). Вскоре он поступил на заочное отделение в Коломенский педагогический институт по специальности учитель географии и биологии.

В 1939 году студент-заочник Владимир Малинин, по рассказу моей собеседницы, был призван в Красную Армию на действительную военную службу. А после вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР молодого красноармейца отправили на передовую. Он принимал участие в оборонительных и наступательных боевых действиях на разных фронтах с 22 июня 1941 года по 23 сентября 1945 года. Прошел всю Великую Отечественную войну, участвовал в исторической битве под Москвой и других крупных сражениях. Воевал в звании старшего сержанта и в должности командира артиллерийского орудия. За проявленную в боях воинскую доблесть и достижения в труде удостоен государственных наград: медали «За участие в обороне Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а за свою учительскую деятельность в послевоенный период – медали «За трудовое отличие».

– После успешного окончания Коломенского педагогического института дедушка не один год добросовестно трудился учителем географии, химии, биологии в своей родной Митьковской семилетней школе, там же увлеченно преподавал военное дело и физическую культуру, продолжает свой рассказ Елена Владимировна. – Работая в этом педагогическом коллективе, он познакомился с обаятельной молодой учительницей Екатериной Ивановной Куртовой. В дальнейшем это знакомство переросло в более глубокое чувство: молодые педагоги стали мужем и женой. Вскоре у них родилась дочка (Татьяна Владимировна Малинина – моя мама), а позже появился на свет сын. Впрочем, семейные обязанности и воспитание детей не помешали моей бабушке в дальнейшем достойно продолжить свой учительский труд и подготовить к учебе в старших классах не одно поколение малышей.

Излагая этапы бабушкиной биографии, моя собеседница рассказала о том, что бабушка Екатерина Ивановна родилась в д.Никитское в 1923 году. Там выросла и, повзрослев, успешно окончила Егорьевское педагогическое училище. В суровые годы Великой Отечественной войны активная, имеющая организаторские способности девушка стала заведующей клубом в родной деревне. Тогда же она организовала творческую бригаду из числа своих одаренных коллег и односельчан для выступлений в воинских частях. После войны Екатерина Ивановна добросовестно работала учителем начальных классов в той же Митьковской школе. А в 1961 году в жизни и педагогической деятельности супругов Малининых начался самый содержательный – бронницкий этап. Они вместе с детьми переехали в наш город. Одним из поводов для такого переезда стало то, что в Митькове имелась школа-семилетка, а подросшей дочери надо было учиться дальше.

– В Бронницах мои бабушка и дедушка оформились на работу в тогдашнюю среднюю школу №4 (позже – это школа №12, затем – школа №3, а ныне – Лицей),  продолжает моя собеседница. – Владимир Иванович стал трудиться педагогом-предметником, а Екатерина Ивановна, как и прежде, – учителем начальных классов. Если говорить о бабушке, то она успешно и с удовольствием проработала в этой школе без малого 20 лет – до 1980 года. А после, уже находясь на пенсии, перевелась в малокомплектную школу в д.Боршева, где трудилась еще 8 лет. Отмечу, где бы ни работала моя бабушка, её всегда отличали очень ответственное отношение к своей профессии, большое трудолюбие, доброжелательность и умение находить правильный подход ко всем людям. Закономерно поэтому, что Екатерину Ивановну искренне любили, уважали и ценили многие коллеги, ученики и их родители.

Впрочем, и в целом к супружеской паре Малининых, судя по воспоминаниям учителей-*старожилов, в тогдашней бронницкой средней школе №12 практически все относились очень хорошо. И не просто потому, что оба они являлись членами дружного и сплочённого коллектива педагогов-единомышленников. Каждый из них сам по себе был очень активной, деятельной и многогранной личностью. К примеру, Владимир Иванович не только очень интересно и увлекательно преподавал географию и биологию. Он еще запомнился людям как деятельный педагог-практик. Вместе со своими учениками высадил около школьного здания целый яблоневый сад. И, что самое важное, терпеливо учил ребят тому, как правильно ухаживать за плодовыми деревьями. А Екатерина Ивановна стала для многих своих первоклашек настоящей заботливой школьной мамой, а для коллег-педагогов – отзывчивым другом, доброй советчицей и человеком, всегда готовым помочь в трудной ситуации.

– Я, можно сказать, выросла в доме бабушки и дедушки и с самого детства впитала ту особую, радушную и доверительную атмосферу, которая отличала их жилище, – говорит Елена Владимировна. – Собственно, и училась я в бронницкой школе № 12, там, где они преподавали. Прошла там все образовательные ступени: с 1-го по 11-й класс. Закончила школу с медалью, всегда с ностальгией и любовью вспоминаю школьные годы и своих дорогих учителей. Кстати, в этом же учебном заведении в своё время обучались мои мама, папа, муж, свекровь, оба сына... Школа, её богатый духовный мир прошли через биографию всех моих самых близких родственников. Помню, в гости к педагогам Малининым часто заходили их друзья – учителя самых разных возрастов. Они много общались на интересные темы, и я, затаив дыхание, слушала их… Начитанность, умение интересно общаться, необыкновенное трудолюбие, оптимизм, общительность, широкий кругозор – вот, что всегда приходит мне в голову, когда надо кратко охарактеризовать бабушку и дедушку. Наверное, именно с малых лет вместе с восхищением и интересом к ним как к родным людям пришло и уважение к самой учительской профессии, стремление самой пойти по их стопам...

Елена Владимировна увлеченно рассказывает о школе, которая теперь стала Бронницким Лицеем, о педагогическом коллективе, о предметах, которые уже не один год преподает. Она работает здесь учителем истории, обществознания, экономики, права более 10 лет. А последние 5 лет является руководителем методического объединения предметов гуманитарного цикла. Причем, рабочий день моей собеседницы не ограничивается только одной преподавательской деятельностью. В настоящее время она занимает очень хлопотную и ответственную должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Успевать всё делать в срок и с полной отдачей – задача совсем непростая. Бывает, приходится задерживаться в школе допоздна, брать работу на дом. Но Елена Владимировна не привыкла расслабляться… Быть на уровне помогают не только её личные деловые качества, но и «учительская косточка», добрый пример своих родных и память о них.

– Для меня каждый школьный класс, каждый выпуск – это очень значимый и памятный жизненный этап, – говорит моя собеседница. – В прошлом учебном году я как классный руководитель выпустила 11-й класс. А в нынешнем учебном году взяла пятиклашек. Конечно, большинство своих прежних выпускников до сих пор не могу забыть. Можно сказать, прикипела к ним всей душой. Продолжаю с многими из них активно общаться по сервису WhatsApp. Рада, что многие, как и прежде, откровенно делятся со мной своими планами и рассказывают о своей жизни. Впрочем, и к нынешним свои пятиклассникам уже успела привыкнуть, они тоже стали для меня по-своему родными… К слову, когда пошла работать в школу, даже не представляла, что смогу полюбить такое количество, казалось бы, «чужих» детей. Ведь каждый ребёнок – это отдельный мир, каждый обладает особой неповторимой индивидуальностью. Мне очень интересно наблюдать, как наши ученики растут, меняются... При этом я постоянно чувствую особую ответственность за то, что я оказываю непосредственное влияние на их юную жизнь, на формирование личности.

Вполне обычно и закономерно, что все бронницкие школьные учителя часто вспоминают своих учеников и по-особому заинтересованно следят за их дальнейшей судьбой. У кого-то из педагогов выпускники из прошлого века уже давно завершили учебу, окончили вузы, стали взрослыми, самостоятельными и, что очень важно, порядочными людьми. А иные из них уже приводят в бронницкий Лицей собственных детишек. К слову, есть такие родители и в нашей редакции. И появляются в классном журнале давно знакомые здешним преподавателям фамилии... Так, год за годом, в чем-то повторяясь на каждом новом временном витке, неотвратимо, как времена года, сменяются ученические поколения.

… Вот уже в который раз громкая, переливчатая трель звонка разрывает тишину размеренного школьного дня. И просторный коридор снова оглашается звонкими голосами вырвавшихся на перемену ребятишек... Завершился еще один обычный урок и в её основном пятом классе. Уже немало было в трудовой биографии потомственного учителя Каштановой, всего её учительского рода таких уроков. И немало их ещё будет. Ведь и поколения школьников, и трудовые династии педагогов, как и всё на свете, ценны своим продолжением.
Беседовал Валерий ДЕМИН
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий