НАШИ МЕДИКИ НА ФРОНТАХ И В ТЫЛУ
0
1315
В предыдущих номерах «БН» мы публиковали историческую подборку материалов, посвященных 110-летию Бронницкой городской больницы. В этом номере газеты продолжаем начатую тему.

Грозовые сороковые — один из самых трудных периодов в истории Бронницкой городской больницы. Период Великой Оте­чественной войны стал нелегким испытанием для всего медколлектива. Немало хирургов, врачей прочих специальностей, медсестер, как и других бронничан, добровольцами ушли на фронт. В их повседневный быт надолго вошли санитарные летучки, эвакогоспитали, медсанбаты, ряды самодельных кроватей, тусклый свет «летучей мыши». И еще — бессонные вахты в операционной, муки раненых и умирающих солдат. Привыкнуть к этому было невозможно...

Именно такой была фронтовая биография одного из лучших хирургов больницы, ныне, к сожалению, покойного — К.Н.Дегтяревского, скальпель которого спас в госпиталях сотни раненых советских воинов. Воспитанный на гуманных традициях земства, он ставил жизнь человека превыше всего и боролся за нее, как на войне, до конца.

- Будучи медиком послевоенного поколения я очень многому научился у Константина Николаевича, — вспоминал пришедший в Бронницкую больницу молодым врачом тоже бывший фронтовик С.К.Захаров. — Дегтяревский всегда говорил, что в хирургической практике не бывает мелочей. Здесь все важно и значимо, потому что от исхода операции, степени ответственности хирурга зачастую зависит судьба человека... Мой наставник недолго проработал в больнице после войны и рано умер — сказались тяжелые фронтовые перегрузки. Но я навсегда запомнил его уроки профессионализма, его отношение к своему врачебному долгу, ибо сам знал, что такое война, раны и кровь... Сам очень хорошо понимаю, что судьбоносный для страны май 45-го щедро оплачен бескорыстным трудом и кровью лучших граждан... Такой же насыщенной была и военная биография другого бронницкого хирурга — Н.П.Назарова, который тоже оперировал в прифронтовом госпитале, был награжден боевыми орденами…

Выпускница медвуза Т.В.Колшенская в действующую армию пошла добровольно вместе с сестрой в 1943-м. Сначала - месячные курсы в столице, где их обучили пользоваться оружием. Затем - направление в санроту 557-го полка 153-й стрелковой дивизии, занимавшей оборону под Ржевом. Медики находились на передовой, жили в землянке и каждый день, как и другие бойцы, попадали под артобстрел или бомбежку. Всякий раз, когда над позициями полка появлялись немецкие самолеты и рвались бомбы, Тамара с ужасом вспоминала Сталинград. Их палатку даже в лесу было видно издалека, она являла собой отличную мишень. «Едва мы убедили комполка сменить свое месторасположение, - рассказывала Колшенская, - как крупный немецкий снаряд вырыл на прежнем месте дислокации огромную воронку…»

Когда 33-я армия, где служила будущий врач Бронницкой больницы, пошла в наступление, служба медиков стала круглосуточной. Каждый укрепрайон и населенный пункт брали у немцев с большими потерями, и врачи санроты день и ночь боролись за жизни раненых. Отдыхали урывками, когда появлялась хоть маленькая передышка. Особенно кровопролитными, как рассказывала Тамара Васильевна, были бои под Ельней. Только за двое суток их стрелковый полк потерял около 800 бойцов...

На передовой старший лейтенант медслужбы Колшенская находилась до ноября 1944 года. Сначала в составе 33-й армии Калининского фронта, затем - на 2-м Белорусском фронте. А в составе 151-го эвакогоспиталя 2-й ударной армии 1-го Белорусского фронта служила до Победы. Была простым врачом, врачом-ординатором и всегда очень ответственно относилась ко всем своим обязанностям. После Ельни 557-й полк участвовал в освобождении Смоленска, затем - Минска. «Воинские части несли огромные потери, - вспоминала она, через многие годы после возвращения с фронта. - И поток раненых, казалось, никогда не кончится... Следом за наступающей армией наш эвакогоспиталь следовал через границы страны, по разграбленной и разрушенной фашистами Европе...»

Даже десятилетия спустя, все медики-ветераны городской больницы не могли забыть суровые будни войны. Да разве можно вычеркнуть из памяти беспрерывные бомбежки, стоны прибывающих «тяжелых», страшные, рваные и сквозные раны от разрывных пуль, наскоро перевязанные на передовой. Черные от запекшейся крови гимнастерки, восковые лица с темными обводами у глаз и синими потрескавшимися губами... Во время тяжелых боев конвейер: «санлетучка-медсанбат-эвакогоспиталь», по рассказам ветеранов, всегда начинал работать на полную мощь. Работа медперсонала становилась круглосуточной. Сутками не выходили из операционных хирурги, валились с ног медицинские сестры. А живой, окровавленный «груз» с передовой все везли и везли...

Именно такой запомнили свою военную молодость фронтовые медсестры Н.С.Адамович, З.А.Анякина, З.А.Василькова, Е.Я.Девичева, Н.Ф.Захарова, Н.А.Монахова, В.А.Филатова и еще многие бронницкие женщины-медики. Все они прошли суровую фронтовую школу и стали настоящим золотым кадровым фондом медколлектива, носителями уникального личного опыта. Те, кто дожили до нового века, до сих пор помнят о том трудном военном времени, рассказывают молодежи о замечательных военврачах, по-доброму вспоминают многих, встретившихся на войне людей, показывают уцелевшие фото и документы. За каждым эпизодом, за каждой строкой — дыхание того сурового времени, крупицы его безжалостной правды. Жизни миллионов российских женщин-медиков военной поры были связаны воедино общей бедой и общей целью. Они стали настоящими сестрами милосердия в той страшной и немилосердной войне. Не будь их — не было бы и Великой Победы.

А оставшиеся в Бронницах, как и преж­де, добросовестно трудились: жизнь в городе шла своим чередом и в то тяжелое для всех время. Необходимо было продолжать медицинское обслуживание горожан и жителей сельской округи, военнослужащих местных воинских частей — Бронницкого истребительного батальона, зенитчиков, защищавших подступы к столице, и раненых. Ведь уже через несколько месяцев после нападения гитлеровцы подошли совсем близко к нашему городу. Как и повсеместно, нашим медикам стало особенно трудно заниматься своим нелегким, но насущно необходимым для всех делом. В то время катастрофически не хватало лекарств, многих медикаментов, питания больным и раненым. Тяжелый и ответственный груз обязанностей главного врача Бронницкой больницы в трудные годы военного лихолетья руководство района возложило на известного в городе врача-педиатра, интеллигентнейшего человека — В.И.Линину.

Вера Ивановна — знаковая фигура в бронницком здравоохранении советского периода, всю свою жизнь посвятившая нашей городской медицине. Её насыщенная трудовая биография заслуживает отдельного рассказа. После окончания медицинского факультета МГУ и получения диплома В.И.Линина некоторое время работала врачом-стажером в Русановской участковой больнице, а в Бронницкую - прибыла в декабре 1929 г. Главврач С.Н.Африканов стал для молодого врача не просто руководителем, а авторитетным и опытным наставником. Судя по воспоминаниям старожилов, в конце 20-х годов в нашей больнице трудилось всего 7 дипломированных врачей. И столичная выпускница сразу пришлась здесь к месту. Как единственный в тот период врач-педиатр она вела прием детей со всего района. А болели малыши тогда часто - время было трудное, голодное, полное лишений.

К каждодневной работе врачей в больнице и приему в поликлинике добавлялись частые выезды к пациентам. Как известно, сам главврач постоянно выезжал в ближние и дальние села к тяжелым больным, бесплатно лечил их на месте и даже делал простые операции. И, следуя примеру руководителя, бронницкие доктора никому не отказывали в помощи. Часто ездила к своим маленьким пациентам и Вера Ивановна. Вспоминают, что молодого педиатра постоянно сопровождала санитарка Е.А.Малоличенко, которая, к слову сказать, опекала её всю последующую жизнь...

Бывало, за детским доктором приезжали родители заболевших детей, и сами отвозили её к тяжелобольным на телеге или на санях... Для срочных выездов к пациентам держали наготове лошадей и в больничной конюшне. Наверняка не раз запрягали его для доктора Лининой и любимого рысака главврача, прозванного «Африканцем». И даже позже, когда у бронницкой «неотложки» появились колеса, от гужевого транспорта не отказывались - не везде можно было проехать по сельскому бездорожью. А в лютые зимы Вера Ивановна, как и другие «выездные» доктора, по-достоинству оценила и другую реликвию больницы — знаменитый африкановский тулуп. С.Н.Африканов, который ездил к больным даже в самые суровые морозы, отдал его на общее пользование. Так что теплая овчина согревала во время зимних выездов и детского доктора…

- Многолетняя нагрузка на Линину уменьшилась только в 1936 г., с приходом в больницу еще одного детского врача – Н.Е.Кудрявцевой, - вспоминает одна из ветеранов бронницкого здравоохранения Наталья Александровна Титаренко (в 80-90-е годы главная медсестра Бронницкой больницы). - Тогда и произошло в детском отделении разделение обязанностей. Новый педиатр стала принимать малышей до 3-х лет, а Вера Ивановна – детей старших возрастов. Но она не только вела прием, в её ведении было и лечение малолетних пациентов в стационаре. Одна палата на 10 коек находилась в хирургическом отделении, другая – в одноэтажном бараке, где размещались дети с инфекционными заболеваниями. В то время, как мне рассказывали медики-старожилы, многие дети часто болели корью, скарлатиной, дифтерией, коклюшем. Особенно свирепствовали инфекции в военные и первые послевоенные годы. Как вспоминают работавшие в то время врачи, одного подростка из Боршевы привезли к нам с сибирской язвой. Педиатры, даже малым числом, как могли, противостояли эпидемиям: вовремя делали малышам прививки, нередко допоздна проводили подворные обходы, объясняли матерям насколько важна профилактика. Даже в то жестокое к людям время детская смертность была минимальной…

Говоря наперед, отметим: несмотря на все тяготы военного периода, детский доктор достойно трудилась на этом ответственном посту до 1946 г. Именно главврач Линина сумела обеспечить работу медучреждения в самую трудную пору, привлечь к делу все имеющиеся человеческие и материальные ресурсы. Особенно помогли ей старые кадры - седовласые пенсионеры - хирурги и медсестры, бывшие соратники Африканова, воспитанные на традициях земства, по возрасту не попавшие в действующую армию. Каждый из медиков нес тогда многократную нагрузку — за себя и за ушедших на фронт. Все без устали трудились в поликлинике и стационаре — лечили, оперировали, принимали роды... Они во всем продолжали славные традиции африкановской больницы на новом временном витке. Многие сумели с честью пережить эти неимоверно тяжелые годы, спасли сотни человеческих жизней. Более того, именно в эти годы здесь сложился прочный кадровый костяк. Вера Ивановна делала все, чтобы коллектив, несмотря ни на что, продолжал свое дело, чтобы ни в чем не было сбоев.

Острой проблемой, особенно в стационаре, с наступлением холодов становилось отопление помещений. Чтобы больные, особенно ребятишки, не мерзли в обветшавших палатах, а врачи могли без проблем выполнять свою работу, на растопку печей шло буквально все, что горело и давало тепло. В холодные военные зимы медики сожгли для обогрева многие деревянные пристройки, даже кровельные балки с крыши больницы. Вера Ивановна, возглавляя коллектив, сама работала, как практикующий врач. В середине 40-х она добилась, чтобы в основные больничные помещения был проведен водопровод. Сама живя при больнице, Линина строго контролировала работу подчиненных и днем, и ночью.

Старые пожелтевшие документы донесли интересные детали, характеризующие суровый быт медицинского учреждения в военные и первые послевоенные годы. К примеру, судя по архивным сведениям, многие больные поступали в Бронницкую больницу со своими хлебными карточками, а военнослужащие — с продовольственными аттестатами. Отличившихся сотрудников больницы в те тяжелые времена премировали... новыми башмаками, чулками, носками или продуктами. Отметим и то, что вдобавок к основной нагрузке Линина как член райисполкома, судя по протоколам, регулярно ходила на заседания и работала в призывной комиссии.

А когда в город возвратились с войны руководящие кадры медиков-мужчин, Вера Ивановна добровольно вернулась на прежнее место врача. Практическая педиатрия оставалась для нее самым важным делом. Тем более, что потребность в опытных детских докторах была огромной, а лечить ослабленных военной голодухой ребятишек, и тем более спасать жизни тяжелобольных малышей от инфекций, тогда было куда сложнее, чем нынче. В 40-50-е годы антибактериальная терапия у нас только развивалась. Многие процедуры, само медобрудование и инструменты были очень далеки от совершенства... Впрочем, и в те трудные послевоенные годы городские педиатры никогда не опускали руки и старались бороться за человеческую жизнь, невзирая ни на что.

Многие городские врачи военного поколения, закаленные в горниле суровых испытаний, в дальнейшем внесли огромный вклад и в развитие послевоенной бронницкой медицины. Долгие годы душой медколлектива была отличный психиатр и невролог, эрудированная, разносторонне образованная женщина-врач Г.И.Аристова. Постоянно переживала и заботилась о своих маленьких пациентах заведующая детским отделением Л.П.Пет­рова (ныне её, к сожалению, уже нет среди живых), более трех десятилетий проработавшая в Бронницкой больнице. Они и многие другие медики советского периода стали достойными наследниками своих предшественников — первых бронницких земских врачей.

Целая плеяда медиков-фронтовиков пришла в нашу городскую больницу после войны. Среди них такие известные врачи, как А.И.Телегин, В.П.Коротких, Н.И.Жданкина, В.П.Волков (ставшие в дальнейшем главными врачами больницы), Л.А.Гитель, В.С.Майоров, Н.М.Земсков, И.П.Бученков, Т.В.Колшенская, М.А.Трайтель и многие другие. Именно они на многие последующие десятилетия привнесли в медколлектив свое понимание дисцип­лины, ответственности за порученный участок работы, свое отношение к коллегам и больным. Именно эти люди стали настоящими профессионалами в своем деле, а в дальнейшем — наставниками и воспитателями молодой смены. Многих медиков-ветеранов уже нет в коллективе: фронтовые ранения, годы, тяжелый труд взяли свое... Но в больнице имена фронтовиков — и живых, и уже завершивших свой жизненный путь, – произносят с уважением. И хорошо помнят биографию и боевые заслуги каждого.
(Продолжение следует)
Валерий НИКОЛАЕВ 
  
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий