АЛЕКСАНДР ГЛУХОВ — СОЛДАТ ДВУХ ВОЙН, ТРУЖЕНИК И ДОЛГОЖИТЕЛЬ
0
21.02.2025
1680
Далеко не каждому из нас дано перешагнуть вековой рубеж и, уйдя в мир иной, оставить у себя за плечами долгий, насыщенный большими и малыми событиями жизненный путь. Основная часть столетней биографии Александра Васильевича ГЛУХОВА пришлась на бурное и противоречивое ХХ столетие. Ему довелось пережить и крушение империй, и несколько мировых войн и смену многих поколений бронничан. Прожитый век для него, вдосталь хлебнувшего военного лиха, получившего тяжелое ранение на фронте, – это не только солидное возрастное достижение, а еще и нелегкое испытание. Последний период своей жизни долгожитель был прикован к постели, ни с кем (кроме близких людей) не мог общаться. Сведениями о ныне уже покойном ветеране, орденоносце, почетном гражданине г.Бронницы, уважаемом главе семьи, воспитавшем достойное потомство, с автором этих строк поделились в своё время родные и близкие Александра Васильевича, работники Бронницкого ювелирного завода (БЮЗа) советского периода, старожилы с улицы Красноармейской, которые его очень хорошо знали и уважали.
– Мой отец родился в 1913 году в деревне Косякино (бывшего Бронницкого уезда), – рассказал мне сын почетного горожанина Валерий Александрович. Он был самым младшим в семье. Его родители: отец Василий Филиппович и мать Мария Федоровна растили пятерых детей и были простыми крестьянами-земледельцами. Старший папин брат Сергей, сестры Мария и Лида родились еще в конце прошлого века. В 1905 году появилась на свет первенец Анна, а через восемь лет – мой отец... В детстве ему удалось получить только начальное - 4-классное образование в ближней к ним Никулинской сельской школе.
Как и многие сверстники-сельчане, с детства приученные к труду, папа начал рано зарабатывать на жизнь. В 16 лет он уехал из родной деревни и трудился подсобником в механической мастерской в районе Сокольники г.Москвы. В 1935 году столичный военкомат призвал его на срочную службу в ряды рабоче-крестьянской Красной Армии. Насколько мне известно, отец служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. После возвращения из армии в его трудовой биографии начался бронницкий этап: папа устроился на работу слесарем на местный завод учебных приборов АУ РККА. В том же 1938 году он женился на велинской девушке (моей матери) – Анне Михайловне (в девичестве Бочковой). А в следующем году продолжил свой слесарный стаж уже на другом предприятии – в Бронницкой артели инвалидов, где работал вплоть до мобилизации в действующую армию...
Добавим: сам Александр Васильевич, судя по отзывам знавших его людей, с молодых лет был очень скромным и малоразговорчивым человеком. И в прежние годы редко вспоминал своё нелегкое детство и военную молодость. Даже самым близким людям непросто дополнить рассказ о нем какими-то интересными подробностями... Но достаточно просмотреть документы, взглянуть на фотографии тех лет, чтобы понять: позади у ветерана – яркие и содержательные десятилетия. Вся его жизнь, как большая толстая книга, которая вмещает в себя многое. Был он, судя по всему, и комсомольцем, и активистом, и передовым производственником, а, когда потребовалось, – хорошим воином.
Вот, к примеру, снимок армейского периода. На нем рядовой Глухов запечатлен вместе с двумя другими красноармейцами – участниками Всероссийского слета стахановцев... Вот только путь к будущим трудовым достижениям и семейному благополучию у молодого солдата пролёг через горнило военных испытаний… Демобилизовавшись после срочной службы и найдя свою половину, он совсем недолго успел полюбоваться на дочку-первенца Лиду. В 1939 году Александра снова призвали, но уже не просто на солдатскую службу, а на самую настоящую и кровопролитную для РККА войну с враждебной Финляндией.
Воевал наш земляк с 1939-го по 1940-й годы в составе 402-го гаубично-артиллерийского полка, который участвовал в боях на Карельском перешейке и в штурме знаменитой линии Маннергейма. И хоть Красная Армия понесла там немалые воинские потери, наш земляк, слава богу, вернулся домой со своей первой войны живым и без ранений. Только мирная передышка оказалась очень короткой: с 22 июня 1941 года для бронницкого участника финской компании начался новый отсчет военной службы. После вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР, уже имеющий боевой опыт солдат снова взял в руки оружие. Сначала полгода служил в Бронницком истребительном батальоне. Там добросовестно выполнял все задания – участвовал в охране городских объектов, в поимке диверсантов и дезертиров по всему юго-востоку Подмосковья.
Как опытный лыжник, ходил зимой в многодневные разведывательные рейды в германский тыл. Но служба «истребком» стала для Александра Глухова, как и для многих бронницких парней, только предисловием перед последующей отправкой в действующую армию. В феврале 1942 года Александра Васильевича призвали на фронт – защищать столицу. Воевал сержант Глухов в кавалерии в составе 20-го гвардейского конного полка 5-й дивизии. Причем, был командиром разведывательного разъезда (конная разведка). И проявил себя как опытный и умелый воин. Вручённая ему позднее медаль «За оборону Москвы» – наглядное тому подтверждение.
В Книге Памяти «Солдаты Победы города Бронницы» сведения об этом, пожалуй, самом героическом периоде солдатской биографии Глухова изложены (как и у всех) очень кратко. А сам ветеран, повторяю, был человеком скромным и никогда не хвалился своими фронтовыми заслугами. Нет в семейном архиве и снимков тех лет: настоящие фронтовики воевали на передовой, а фотографы бывали там редко…
Впрочем, строки его опубликованной воинской реляции убедительно свидетельствуют о том, в каких переделках довелось побывать будущему почетному бронничанину. В 1942-1943 годах он в составе своего кавалерийского полка принимал участие в тяжелых оборонительных боях, после – в контрнаступлении наших войск под Сталинградом и на Курской дуге. Добавлю, когда наши войска освобождали оккупированные немцами города – Воронеж, Белгород, Сталинград, воины-конники в числе первых преследовали отступающего врага. И вражеские пули получали тоже в числе первых…
Не обошло военное лихолетье своей жестокой отметиной и сержанта Глухова. В феврале 1943 года в одном из завязавшихся боев с противником командир конной разведки получил тяжелое ранение, которое навсегда выбило его из армейского строя. Потом началась череда госпиталей и операций. Но армейские хирурги так и не смогли вернуть ему возможность воевать дальше. После долгого лечения бывшего фронтовика-разведчика демобилизовали по ранению. Так, еще до конца войны, ветеран-красноармеец вернулся домой на свою родную улицу Красноармейскую. Тяжелораненым, но живым (к радости влодой жены, маленькой дочки и родных)…
Кстати, его супруга Анна Михайловна не просто ждала мужа с фронта, как верная жена-солдатка. Таких, как она, судя по отзывам бронничан-старожилов, вполне можно назвать героинями советского тыла. Именно на женские плечи легло тяжкое, но необходимое для страны бремя трудовой повинности того периода., И еще нелегкий груз домашних материнских забот по ведению хозяйства и воспитанию потомства. Именно такие бронничанки, как она, рвали себе жилы на тяжелых полевых работах, на рытье противотанковых рвов на берегах Москвы-реки, на заготовке дров. Именно они спасали потомство от голода в военное лихолетье...
Важно добавить и то, что у вернувшегося домой солдата остались не только память о войне, не утихающая боль о павших друзьях-товарищах, ноющие раны. Привез он с фронта и достойные боевые награды, в том числе почетный солдатский орден Славы III степени и другие медали... Немного оправившись от ранения, Александр Васильевич вернулся на знакомую слесарную работу в Бронницкую артель инвалидов и добросовестно (как привык делать все) трудился там полтора десятилетия. Вдобавок к боевым наградам раненого фронтовика позже удостоили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»...
Год за годом мирная послевоенная жизнь налаживала и его семейный быт: в 1944 году у Глуховых родилась вторая дочка – Нина, а через два года – два сына-близнеца – Валерий и Юрий. В мае 1958 году начался новый этап в трудовой биографии Александра Васильевича: его приняли главным механиком на тогдашнюю Бронницкую фабрику ювелирных изделий. Поработал он на руководящих – инженерных должностях недолго – практическая слесарная работа была ему ближе. В 1963 году Глухова по его личной просьбе переводят слесарем 6-го разряда по изготовлению штампов и иных приспособлений для ювелиров. Это самая высокая квалификационная категория на заводе, и, забегая вперед, скажу: он действительно стал одним из лучших в своем деле специалистов БЮЗа.
Достаточно взглянуть на записи в трудовой книжке, чтобы заметить, сколько благодарностей и денежных премий получил мастер «золотые руки» от руководства завода... Шли годы, менялось название предприятия, а фотография передового слесаря-рационализатора не одно десятилетие украшала заводскую Доску Почета. Добавим, что в послевоенные годы Глухов по собственному убеждению и решению вступил в КПСС. И партийцем (пока имел силы трудиться) был неформальным: выполнял всё, что ему поручали. Впрочем, работая с полной отдачей на производстве, глава семьи всегда заботился о нуждах своих близких. Семья выросла, и главным для Глуховых делом в то время стало строительство нового, более просторного дома.
Этапным и радостным событием стало для семьи получение земельного участка под долгожданную новостройку. Кстати говоря, участнику Великой Отечественной войны, получившему ранение на фронте, не пришлось выбивать этот участок у тогдашних городских властей. Чрезвычайно скромный и мягкий по характеру Александр Васильевич никогда и ничего не просил для личных и семейных нужд. Ни жилья, ни льготных путевок в санатории, ни дефицитных лекарств у врачей… Он считал это делом недостойным для себя – фронтовика и коммуниста.
Тогдашние руководители города и завода знали характер ветерана и, чем могли, помогали ему в решении насущной жилищной проблемы. Ведь построить свой дом в то время, когда все доставалось с огромным трудом, когда не имелось нынешнего выбора стройматериалов, инструментов и всего самого необходимого, было настоящим свершением для простой семьи. В строительстве дома Александру Васильевичу помогали все его родные и друзья. Строились Глуховы не один год, но, в конце концов, в 1954 году, большая семья переехала в собственный дом на улице Пущина...
Однако, радость новоселья, как это нередко случается в нашей непредсказуемой жизни, в дальнейшем была омрачена семейным горем. В 1958 году в 12-летнем возрасте умирает сын ветерана – Юрий. Еще тяжелее, чем отец, переживала это несчастье мать Анна Михайловна. Она сразу как-то осунулась и постарела – печать тяжелой потери горестными складками навсегда осталась на её лице...
– Как жена солдата и женщина, перенесшая войну, Анна Михайловна смогла пережить немало горестей и тягот, достойно воспитать свое потомство и всегда была надежной помощницей мужу во всех делах, – вспоминала прежняя соседка Глуховых по улице Красноармейской, а в дальнейшем – руководящий работник БЮЗа советского периода Елизавета Алексеевна Смирнова. – Кстати, Анна Михайловна – добрый, открытой души человек, часто помогала и мне в трудных жизненных ситуациях. Сейчас её уже нет в живых, но я до сих пор часто вспоминаю эту замечательную женщину добрым словом и благодарна ей за всё... А с Александром Васильевичем мы не один год (пока он не ушел на заслуженный отдых) работали на ювелирном заводе. И трудился ветеран также самоотверженно, как и защищал свою Родину от врагов.
Многие из заводчан, которых я знаю, отзываются о Глухове только с хорошей стороны. На БЮЗе он считался одним из лучших слесарей и трудился здесь основную часть своей трудовой биографии…Как я помню, не только в послевоенные, но даже в 60-70-е годы отечественного ГОСТовского ювелирного инструмента в стране практически не производилось. И нашим специалистам-производственникам самим приходилось решать эту проблему. Приспособились делать оснастку собственного производства. Александр Васильевич – один из немногих инструментальщиков, которые умели с высоким качеством изготавливать нужные формы и штампы для литья, но и необходимый ювелирам инструментарий.
Причем, Глухов был не просто мастером своего дела, но и активным рационализатором. Благодаря таким, как он, завод решал тогда многие проблемы дефицита инструментов. И при этом экономил немало средств и материалов на различных рационализаторских предложениях, которые внедрял в производство слесарь-умелец. Так что орден Октябрьской революции, которым отметили трудовые заслуги ветерана, – по-настоящему заслуженная государственная награда…
Активно участвовал передовой производственник и в общественной жизни завода и города. Авторитетный коммунист-орденоносец Глухов в советский период неоднократно избирался и депутатом городского Совета. И по отзывам заводчан, достойно представлял в горсовете интересы большого коллектива БЮЗа.
Весом его вклад и в тогдашнюю деятельность городской ветеранской общественности, особенно в военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Ему было что рассказать молодым о военном времени... Потому решение исполкома Бронницкого горсовета за №492 от 30 ноября 1972 года о присвоении слесарю-инструментальщику БЮЗа А.В.Глухову звания «Почетный гражданин города Бронницы» все, кто его знал, восприняли как свидетельство реальных заслуг перед городом и его жителями.
А еще родные всегда вспоминают Александра Васильевича как рачительного и заботливого хозяина дома. Ко всем делам он, пока были силы и здоровье, относился очень ответственно: будь-то уборка урожая на приусадебном участке, уход за садовыми деревьями или ремонтные работы на подворье. Всё делал с охотой, аккуратно, добросовестно.
Кроме того, соседи и знакомые горожане знали его как заядлого рыболова, который часто ходил с удочкой и спиннингом на озеро Бельское и к Москве-реке. И, судя по рассказам домашних, глава семьи никогда не возвращался с рыбалки без хорошего улова. А в те, совсем не изобильные по продуктовым меркам годы, пойманная им рыба была не просто приметой рыбацкой удачи, но неплохим подспорьем для семейного стола.
Как очень основательный во всем и трудолюбивый человек, Александр Васильевич продолжал свою работу на БЮЗе и в пенсионном возрасте – слесарил аж до 76-лет. Приходил на завод пока были силы... В дальнейшем здоровье уже не позволило ему трудиться: каждый прожитый день до самой смерти для столетнего бронничанина становился преодолением возраста и тяжелых недугов…
К тому времени у почетного долгожителя давно постарели и ушли на пенсию его дети. Вместе с потомством жила в Бронницах самая старшая из дочерей юбиляра – Лидия Александровна. Вторая дочь – Нина Александровна (тоже пенсионерка) терпеливо ухаживала за лежачим отцом… Рядом с ним находился и младший сын – Валерий Александрович. Вместе со своим потомством он в свое время соорудил пристройку к старому отцовскому дому, и в дальнейшем все Глуховы стали жить под одной крышей. Давно обзавелись своими семьями взрослые внуки бронницкого долгожителя – Маргарита и Александр. Стали взрослыми трое любимых прадедом правнуков – Анна, Дмитрий и Ксения.
...Любая человеческая биография по-своему уникальна и неповторима. А жизнь таких незаурядных людей, как Александр Васильевич, – тем более. Ведь с уходящими в прошлое десятилетиями все меньше остается среди нас тех, кто пережил самую страшную войну ХХ века, кто, не щадя жизни защищал страну, а после самоотверженно работая, поднимал её из руин. Сменились целые поколения бронничан, сменился общественный строй, другими стали многие нравственные ценности. Ныне лишь немногие из молодых по-настоящему понимают и ценят те усилия, которые потребовались от их советских предшественников, чтобы обеспечить нынешнюю мирную жизнь... А сегодня, когда наша страна твердо противостоит многочисленным внешним врагам, отстаивает свой суверенитет и духовные ценности в ходе СВО, такое понимание особенно важно и необходимо. В связи с этим очень хочется, чтобы преемственность поколений, семейная память младших о гражданском подвиге старших – павших и вернувшихся с Победой, в нашем городе никогда не прерывалась...
В этом смысле бронничане Глуховы, и, особенно сам Александр Васильевич, являются достойным примером ответственного отношения к своему гражданскому и общественному долгу. В этом большом семействе и прежде, и теперь с уважением относятся к заслугам своих родителей, к памяти предков, бережно хранят старые семейные документы и фото... Так, собственно, и должно быть: ведь любовь к Родине немыслима без любви к родному городу, к домашнему очагу, к своим родным и близким.
Воспоминания записал
Валерий ДЕМИН
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий