Борис МУХИН – фронтовик, педагог, директор, краевед
0
4031
В советский период в нашем городе жили и плодотворно трудились немало замечательных педагогов, которые в «грозовые сороковые» отважно воевали на фронтах Великой Отечественной, прошли надежную военную закалку, встали в дальнейшем во главе педагогических коллективов и многое сделали для повышения роли школьного образования в обучении и патриотическом воспитании молодежи. Один из таких очень деятельных, авторитетных и заслуженных учителей-бронничан, который прежде был хорошо известен в Бронницах, – Борис Иванович МУХИН. Нынешней осенью в образовательном учреждении, где он многие годы преподавал и директорствовал, открыли памятную доску «Лица Героев», посвященную этому незаурядному и очень увлеченному своим делом человеку. Пообщавшись с ветеранами школы №12 (ныне Лицей) корреспонденты «БН» немало узнали у них о преподавательской, организаторской и общественной деятельности Бориса Ивановича. Кроме того, в статье использованы сведения о нем, собранные в школьном краеведческом музее и размещенные в 1-м, 2-м и 3-м томах Книги Памяти «Солдаты Победы города Бронницы».

Будущий школьный директор и признанный бронницкий краевед появился на свет 23 июля 1918 года в деревне Рошма Вичугского района Ивановской области. Его родители до революции – простые крестьяне, в дальнейшем – советские колхозники. В первый класс Боря пошел в 1927 году, учился старательно, увлекался, в основном, гуманитарными и естественными предметами. Похоже, учебный процесс и размеренный школьный быт сами по себе привлекали его. Так что, завершив семилетнее образование, парень по собственному решению поступил на учебу в педагогическое училище, которое окончил в 1937 году.

Получив диплом, юный выпускник был направлен на работу в родные края учителем начальных классов. Там он добросовестно трудился до самого призыва в ряды Красной Армии. В декабре довоенного, 1939 года, Вичугский районный военкомат мобилизовал 20-летнего парня на срочную службу. Но дослужить свой срок в спокойное, мирное время Борису, как и другим военнослужащим-ровесникам, не пришлось: гитлеровская Германия вероломно напала на СССР. И вышло так, что в действующей РККА школьный педагог прослужил всю Великую Отечественную войну – с июня 1941 по май 1945 года. Добавим, что именно в военное время, в 1944 году, он осознанно вступил в ряды КПСС и был убежденным коммунистом до конца своих дней.

Еще в годы своей школьной учебы любознательный и наблюдательный парень серьезно увлекся фотографированием, изучил это дело до тонкостей. Полученные знания и практический опыт во многом определили профиль его службы на фронте. Он видел войну по-своему – через объектив армейского фотоаппарата. Личный состав фотовзвода, которым руководил лейтенант Мухин, выполнял важные задания командования в целях получения точных сведений об оснащении гитлеровских позиций. Вооружившись камерой, он и его бойцы снимали вражеские объекты и линии укреплений на своём участке фронта.

Немцы охотились за такими подразделениями, и поэтому каждая фотосъемка, каждый нужный штабистам кадр могли стоить ему и его подчиненным жизни. Как командир фотовзвода Мухин по-своему принимал участие в тяжелых оборонительных боях на подступах к Моск­ве и вносил личный вклад в защиту столицы. После участвовал в наступательных операциях по освобождении территории, занятой фашистскими захватчиками. За успешное выполнение порученных заданий офицер неоднократно удостаивался благодарностей командования, был награжден медалями «За оборону Москвы» и «За победу над Германией», а в дальнейшем – орденом Отечественной войны I степени и многими юбилейными медалями.

После Победы Борис Иванович, как большинство кадровых офицеров, остался служить в рядах Советской Армии. Получивший боевой опыт фронтовик был назначен на должность командира учебной батареи с присвоением очередного воинского звания – старший лейтенант. Судя по всему, именно на этом этапе своей офицерской службы Мухин и был переведен в одну из воинских частей Московского военного округа. Так молодой офицер вместе со своей семьей оказался в наших краях. Возможно, герой нашей статьи и дальше бы продолжил свою службу в Вооруженных Силах СССР.

Однако, из-за приобретенной на войне хронической болезни, в мае 1948 года он был демобилизован из армии и ушел в отставку. А в дальнейшем стал трудиться по своему довоенному профилю – в органах народного образования. К слову, именно с этого времени и начался бронницкий период его биографии. Бывшему фронтовику доверили руководство местным районным Домом культуры, после – он добросовестно трудился инспектором райотдела народного образования. Чтобы повысить уровень своей профессиональной подготовки, отставной офицер сразу поступил на заочное отделение Коломенского педагогического института и очень добросовестно занимался без отрыва от своей трудовой деятельности. Забегая вперед, скажем, что учительский диплом он защитил с отличием.

В наш город Борис Иванович перебрался уже вполне гражданским, семейным человеком, имея жену и 5-летнюю дочь Евгению. Позднее, в 1953 году, в Бронницах у них родилась вторая дочка Ольга. К слову, супруга Мухина, Александра Сергеевна, тоже была педагогом и преподавала физкультуру в той же школе, которой впоследствии стал руководить её муж. В 1951 году Бориса Ивановича назначили директором Бронницкой семилетней школы №2 (тогда наш город относился к Люберецкому району), где он плодотворно трудился почти целое десятилетие. В 1958 году Мухин как отличившийся школьный педагог и руководитель был награжден Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР и ЦК профсоюза работников просвещения за успехи по обучению и воспитанию учащихся.

А 1961 году он был назначен завучем в восьмилетнюю школу-новостройку №4, где с увлечением вёл уроки географии. В тогдашний период, наряду с изучением всех обязательных предметов, приоритетными направлениями воспитательной работы с учащимися были туризм и краеведение. Этим, можно сказать, был охвачен весь коллектив и все школьники. Через четыре года знающего, общественно активного, с хорошими организаторскими способностями завуча назначили директором учебного заведения. На этой должности он трудился и после того, как у школы изменился номер из-за перехода Бронниц в ведение Раменского района, и она стала двенадцатой.

– Я пришла учиться в шестой класс тогдашней школы №12 в 1970 году, – вспоминает ветеран бронницкого образования, в будущем – учитель начальных классов и сегодняшний руководитель созданного Мухиным школьного краеведческого музея Надежда Васильевна Виноградова. – Борис Иванович вел у нас уроки географии. Отличный был предметник и человек замечательный. В школьном коллективе его любили и уважали все. Всегда внимательный к другим, вдумчивый, располагающий к себе. И при этом активный, энергичный, деловой, а ещё очень справедливый и в меру строгий. Если кому-то из учеников и ставил двойки, то всегда за дело. Он очень много сделал для того, чтобы наша школа была в числе лучших, становилась инициатором общественно значимых начинаний. Как преподавателю географии и завучу педсовет поручил ему организацию туристической и поисковой работы с учащимися. И он очень деятельно этим занимался. У нас регулярно проводились слёты, походы на один или несколько дней по окрестным деревням. Результаты этой многолетней деятельнос­ти пионерских отрядов и комсомольской организации впечатляют. Практическим итогом стало создание своего школьного краеведческого музея. Он был открыт в 1962 году, в начале учебного года, на базе кабинета географии. К слову, просмат­ривая материалы музея, я не нашла ни одного фото, чтобы Мухин был в кабинете как преподаватель или как директор. Он всегда и везде – на слетах, в турпоходах, в поездках... Именно благодаря его усилиям, в школе была создана и своя полноценная географическая площадка.

К слову, Н.В.Виноградова работает общественным директором краеведческого музея с 1996 года. Она не просто ученица этой школы, она – активный участник туристических походов. Весом её вклад и в создание новых экспозиций в музее, когда в 70-х годах работала старшей пионерской вожатой. Преподаёт в Лицее и в настоящее время, ведет внеурочные занятия по краеведению в 4-7-х классах. Является автором дополнительной образовательной программы по краеведению «Мой край родной». Как нам рассказали Надежда Васильевна и её коллега, педагог-ветеран Лицея, Светлана Юрьевна Крылова, Мухина как преподавателя и директора по-настоящему уважали и учителя, и ученики.

Он был очень основательным, дотошным и строгим, особенно, когда выслушивал ответы ребят по своему предмету у классной доски. Не менее требователен был он, школьный предметник и краевед, и к тому, чтобы все ученики хорошо умели работать с любыми географическими, в том числе с контурными, картами, могли точно указать там конкретное место, населенный пункт или какой-либо значимый объект. Особенно если речь шла о наших краях – о Подмосковье или о Бронницах. На его уроках всё это надо было знать и показывать точно и безошибочно. По мнению коллег-учителей, свой предмет Борис Иванович не просто знал досконально, но и еще постоянно расширял сферу своих познаний, совершенствовал сами методики преподавания школьной географии.

Судя по воспоминаниям, у Мухина было несколько собственных методических наработок. Кроме того, он стал автором очень серьезной для своего уровня работы под названием «Географическое положение города Бронницы», которая хранится ныне в музее Лицея. Там педагог использовал все свои практические исследования в период, когда заведовал школьным краеведческим музеем, и досконально всё расписал и показал на картах.

Кстати, если сегодня побывать в этом музее и внимательно изучить хранящиеся там материалы, то можно узнать и еще одну важную особенность. В тогдашней двенадцатой (в постсоветский период она стала третьей) школе примерно в одно время с Мухиным плодотворно трудилась, вела внеурочную работу с учащимися и тесно взаимодействовала между собой целая плеяда увлеченных наставников – сразу восемь педагогов-фронтовиков. В их числе такие известные в Бронницах ветераны Великой Отечественной войны, как Константин Сергеевич Родионов, Василий Васильевич Воинов, Игорь Константинович Фугалевич, Владимир Иванович Малинин.

К примеру, о замечательном школьном учителе труда Родионове, который был настоящим соратником и единомышленником героя нашей статьи, стоит сказать особо. Он более трех десятилетий своей послевоенной жизни отдал благородному делу военно-патриотического воспитания молодого поколения. Константин Сергеевич был не просто отличным предметником, а Учителем с большой буквы, которого уважали и коллеги, и школьники. Перенимать его опыт и наработанные методики приезжали педагоги из разных школ Подмосковья. На его юбилеи в Бронницы съезжались многие из его бывших учеников, на всю жизнь запомнившие «родионовские» уроки памяти и патриотизма, добра и любви к Родине. В 1963 году команда туристов школы заняла 1-е место в районе и была награждена поездкой в пионерский лагерь «Артек». Родионов руководил техническим кружком в школе, члены которого сделали более 100 приборов для уроков.

Не просто ровесником Мухина был и тогдашний директор школы-новостройки И.К.Фугалевич. Сам в прошлом офицер, прошедший войну, также участвующий в героической обороне Москвы, он, как никто другой, понимал и активно поддерживал Бориса Ивановича во всех его начинаниях. Именно во время директорства И.К. Фугалевича и был открыт школьный краеведческий музей. Именно он подписал приказ о назначении учителя географии Б.И.Мухина его директором. А в дальнейшем сам Борис Иванович и принял после Игоря Константиновича непрос­тую ношу руководства педколлективом...

Всего на год старше героя нашей статьи был другой его соратник – преподаватель физкультуры школы №12 – Воинов. Он защищал страну на Северном флоте в составе экипажа подводной лодки С-102. В звании старшины II степени, в должности электрика-подводника, принимал участие во многих боевых походах. За мужество и отвагу был награжден орденом Отечест­венной войны I степени, медалями: «Адмирал Нахимов», «За оборону Советского Заполярья» и другими. А еще школьный преподаватель физкультуры был заядлым футболистом. Как вспоминают городские старожилы, именно он являлся организатором и тренером одной из первых бронницких футбольных команд.

Очень достойным коллегой Мухина был и другой школьный преподаватель географии и биологии, участник Великой Отечественной войны, Малинин. К слову, он – ещё и достойный представитель целой династии замечательных бронницких педагогов.

Борис Иванович очень уважал, высоко ценил и постоянно приобщал к музейному делу и еще одного известного в своё время бронницкого педагога-фронтовика, его ровесницу по возрасту, учителя начальных классов школы №12 – Клавдию Ильиничну Назарову. В «грозовые сороковые» она, старший лейтенант медицинской службы, тоже прошла всю Великую Отечественную войну, была фельдшером полевого госпиталя легендарной 8-й Панфиловской дивизии, по-своему участвовала в защите столицы, в освобождении от фашистов территории СССР, Болгарии, была награждена боевым орденом Красной Звезды и медалями. Понятно, что для неё патриотическая работа с младшими школьниками была насущным делом. Вообще, если просмотреть хранящиеся в музее нынешнего Лицея протоколы заседаний педсовета за 60-70-е годы, то там очень зримо просматривается та большая и плодотворная деятельность, которой занимались Мухин и его соратники – учителя с военной закалкой. И, что самое важное, они приобщали к этому общественно значимому делу и многих своих учеников, ставших их продолжателями. Безусловно, особое внимание было уделено поиску и сбору документальных и фотоматериалов о бронничанах – участниках Великой Отечественной войны. Борис Иванович и все учителя-ветераны с первых дней открытия школы-новостройки очень активно и последовательно занимались поисковой и туристко-краеведческой работой. Добавим, что в память о каждом из них в Лицее намерены изготовить и оформить стенды с изложением биографических сведений и фотоснимками.

А вот как сам Борис Иванович вспоминал в своём учительском дневнике наиболее значимые в его многолетней организаторской и методической деятельности события: «…12 октября 1962 года в школе был открыт краеведческий музей, а при нем организован Совет музея, который выполнял руководящую роль. А после четырех лет нашей коллективной работы, в 1966 году, при музее была создана комната Боевой Славы. Там мы разместили материалы о многих наших земляках – участниках Великой Отечественной войны. Собрали их фотографии, документы, письма, оформили альбомы и стенды... На открытие этой комнаты к нам приезжали комиссар подпольного движения в лагере Бухенвальд тов.Б.И.Назиров, отец солдата Юрия Ломакина, погибшего в нацистских застенках. Побывали у нас в гостях многие бронницкие участники Великой Отечественной войны, а также родители наших молодых бойцов, погибших в годы войны. В 1965-1967 годах наша школа принимала участие во Всероссийском походе школьных краеведов-поисковиков, который проходил под девизом: «Из искры возгорится пламя!». Школьные отряды побывали в Ленинграде, где был зажжен факел этого Всероссийского похода. Несколько раз мы приезжали в деревню Петрищево, где была казнена фашистами Зоя Космодемьянская, посетили мы и места героических сражений нынешнего и прошлого века: Бородинское поле, Волоколамское шоссе и другие».

Всякий раз, готовясь к юбилейным датам Великой Победы советского народа над фашистской Германией, краеведы школы-новостройки под руководством педагогов сообща работали над своими патриотическими проектами с характерными для того времени названиями: «Летопись Великой Отечественной войны», «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Наши родители – участники Великой Отечественной вой­ны, «Салют, Победа!». Выполняя задания Совета краеведческого музея, пионерские отряды и комсомольские группы школьных классов встречались с местными ветеранами войны, записывали их воспоминания, рассказы о боевых делах и подвигах наших земляков в военный период. На базе школы №12, при организационном участии директора Мухина, неоднократно проводились семинары по обмену опытом для классных руководителей, директоров и завучей школ, заведующих городских и районных отделов народного образования. Участвовали в них и слушатели столичных педагогических курсов. Словом, полезные результаты мухинского директорства давали о себе знать и за пределами Бронниц.

Постоянные встречи учащихся с бронницкими фронтовиками, организуемые руководством школы, их тесное знакомст­во с деятельностью городских ветеранов способствовали и активизации важной для того времени тимуровской работы – созданию отрядов юнармейцев. Лучшим из лучших школьных активистов 9 мая предоставлялось право стоять в почетном карауле у памятника погибшим воинам-бронничанам. Традиционным для учеников и учителей школы стало возложение цветов к обелиску, установленному в Бронницах в 60-е годы прошлого века на площади имени героя Советского Союза, нашего земляка Н.А.Тимофеева. Совместно с городским Советом ветеранов проводились смотры строя и песни, патриотические встречи-беседы с бронницкими участниками Великой Отечественной войны. Важно отметить и то, что наиболее активные и знающие тему старшеклассники сами как экскурсоводы рассказывали посетителям школьного музея о славном боевом пути своих дедов и отцов.

Впрочем, если рассказывать о Мухине только как о педагоге, директоре и организаторе школьного музея, то его общий, целостный личностный портрет был бы далеко не полным. Сфера деятельности Бориса Ивановича не ограничивалась только делами и проблемами педагогического коллектива, и развитием практического школьного краеведения. Как руководителя и авторитетного человека его в своё время избирали депутатом Бронницкого горсовета, членом депутатской комиссии по образованию, а в дальнейшем он был избран председателем Раменского объединенного профсоюза работников образования. А эти серьезные общественные поручения и нагрузки требовали немало времени и усилий.

К сожалению, редакция не располагает документальными материалами о том, какими конкретно вопросами сферы образования занимался школьный директор-депутат в горсовете, в депутатской комиссии, какие наказы своих избирателей ему доводилось выполнять, чем заниматься в объединенном профсоюзе… Но, судя по тому, что мы узнали о Борисе Ивановиче, нет сомнений, он к любой общественной работе всегда относился очень ответственно и добросовестно.

В период его директорства школа по многим показателям была на хорошем счету в районе и области. А такой важный из них, как успеваемость учащихся, превышал 97 процентов. Его лучшие воспитанники неоднократно занимали лидирующие места на областных туристских слётах. Как руководитель педколлектива Борис Иванович проводил большую работу среди учителей, часто выступал перед ними с интересными докладами и лекциями. Ветераны школы до сих пор вспоминают о том, как эффективно работал в то время и родительский лекторий…

Рассказывая об этом, Надежда Васильевна показала нам положительную во всех смыслах характеристику на Б.И.Мухина, которая была составлена в связи с представлением его на награждение знаком «Отличник народного просвещения». Но получил ли он эту престижную для того времени награду? К сожалению, нигде нет тому документального подтверждения… Борис Иванович деятельно и плодотворно руководил педагогическим коллективом вплоть до 1970 года. А вот в дальнейшем прогрессирующая еще с военной поры хроническая болезнь, судя по всему, не позволила ему находиться на ответственной и очень хлопотной директорской должности.

Скорее всего, именно этот недуг ограничил трудовую деятельность да и сам жизненный путь ветерана. По информации Бронницкого городского Совета народных депутатов, Б.И.Мухин умер 7 сентября 1987 года в возрасте 69 лет... Когда обходишь длинные ряды могил на городском кладбище и видишь на старых памятниках знакомые имена бронничан, давно ушедших в небытие, всякий раз задумываешься о судьбах таких самоотверженных, совершенно бескорыстных людей, как Борис Иванович Мухин.

Родившись в первых десятилетиях прошлого века, они, подобно миллионам советских граждан, достойно преодолели все выпавшие на долю их поколения испытания – довоенных, военных и послевоенных лет. Учитель-фронтовик Мухин всю жизнь честно трудился на общественное благо, научил основам своего предмета не одно поколение юных бронничан, стал замечательным педагогом, увлеченным краеведом, авторитетным директором и народным депутатом. И хоть он не был удостоен высоких званий и больших государственных наград, зато добился заслуженного уважения земляков.

И, что самое важное, его дело нашло продолжение во многих сегодняшних начинаниях педколлектива Лицея. Краеведческая деятельность, патриотическое воспитание лицеистов на достойных примерах, увековечение памяти учителей-ветеранов, воинов-выпускников школы, участников СВО – сегодня здесь в числе главных приоритетов. Потому у героя нашей статьи, как мы думаем, были все основания считать, что он завершил свой плодотворный путь на Земле с сознанием выполненного гражданского долга перед страной и соотечественниками.

Именно так он, настоящий советский человек, понимал своё предназначение и смысл прожитой жизни. Таким Борис Иванович и останется в благодарной памяти потомков. А нам, авторам этой памятной публикации, очень хочется, чтобы нынешние ученики Лицея почаще останавливались у памятной Доски на втором этаже, посвященной Б.И.Мухину, почаще бывали в созданном им краеведческом музее и почаще задумывались о том, какие достойные люди вершили славную историю их школы.
Воспоминания записали Валерий ДЕМИН и Мария ЧЕРНЫШОВА
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий