ДАРЬЯ БОЙЦОВА – СТУДЕНТКА ПЯТОГО КУРСА И ПЕДАГОГ В ТРЕТЬЕМ ПОКОЛЕНИИ
0
296
Педагогика для молодой бронничанки Дарьи БОЙЦОВОЙ – это не только будущая профессия, но и семейный традиционный выбор. Её бабушка и мама не один год учили детей русскому языку и литературному чтению в общеобразовательной школе №2. И сама Даша, когда выросла и повзрослела, самостоятельно решила пойти по проторённому своими самыми близкими людьми учительскому пути. Только сейчас она пока находится в самом его начале. А начинать в любом деле, как известно, всегда непросто. К тому же, Дарья Ильинична проводит занятия в классах, где учатся ребята с разными образовательными способностями, возможностями и особенностями развития. Для того, чтобы все её ученики могли одинаково хорошо усваивать учебный материал, она активно применяет различные игровые методики, визуальные плакаты и даже использует, так называемые, сенсорные разминки. Ведь её школьники особенные: кто-то из них с трудом концентрируется на том, что говорит учитель, а кому-то даже бывает сложно просто спокойно сидеть за партой. Но молодая учительница настойчиво стремится подобрать свой надежный воспитательный ключик к каждому из своих подопечных. И твердо верит, что у них вместе всё обязательно получится!

Начну с того, что сама молодая представительница бронницкой учительской династии появилась на свет 21 апреля 2003 года. В нашем городе прошло всё её дошкольное детство, здесь маленькая Даша в сентябре 2010 года пошла в первый класс. Место её учёбы было, что называется, предопределено сложившимися семейными реалиями и предпочтениями. Ведь и бабушка Дарьи, и её мама преподавали именно во второй школе. И героиня этой статьи все свои одиннадцать ученических классов отучилась там. А ещё именно благодаря мудрым педагогам этого образовательного учреждения, которые год за годом вели её по лестнице познания, отлично успевала и уверенно выбрала свой дальнейший жизненный путь.

Как и в любой учительской семье, началу школьной учёбы предшествовала основательная домашняя подготовка. Маленькую Дашу настойчиво обучали азам грамоты и бабушка, и мама. Под их опекой она осваивала алфавит, училась складывать буквы в слоги, слова, составлять небольшие предложения. Уже с 6 лет завтрашняя первоклассница сама умела читать. Так что за парту села с хорошим заделом знаний и успевала на отлично. Опять же, закономерно и то, что уже с начальных классов у девочки была тяга к гуманитарным предметам – русскому языку и чтению. Некоторые сложности возникли только в средних и старших классах с точными науками, такими как химия и физика.

Судя по рассказам моей собеседницы, настоящим детским кумиром и надежным ориентиром в выборе будущей педагогической профессии для Дарьи стала её первый в жизни школьный наставник – учитель начальных классов Елена Ивановна Табакарь. Она знала Дашу, можно сказать, с самого раннего детства и тоже помогала маме и бабушке с её дошкольными занятиями. После долгого дня, проведенного в детском саду Елена Ивановна очень основательно занималась с малышкой Дашей и другими ребятами. Девочка ждала её уроков по дошкольной подготовке с большим нетерпением, ей очень нравились эти занятия, где всё было интересно и очень познавательно.

Здесь важно отметить и тот факт, что Елена Ивановна Табакарь – это человек, который всю свою жизнь посвятил второй школе и обучению детей в начальных классах. Судя по тому, что говорят о ней коллеги, замечательный педагог сумела вложить в своих учеников не только знания, но еще и сформировать у них правильные основы характера и мировоззрения. Елена Ивановна всегда учила своих маленьких подопечных быть добросовестными, честными и трудолюбивыми. А эти качества, как известно, ценятся во все времена. Её уроки так нравились Даше, что её заветной мечтой стало то, что она, когда сама станет преподавателем, придёт в свою школу, и они вместе будут учить других бронницких детей.

Но, так уж вышло, что Дарья Бойцова, придя на учительскую практику во вторую школу, опоздала всего на считанные месяцы. В прошлом году Елена Ивановна вышла на пенсию. Но они, как я узнала, продолжают общаться. Иногда после проведенных в школе уроков, Дарья приходит к Елене Ивановне в гости. Они пьют чай, а за беседой Дарья рассказывает наставнице о своих успехах и трудностях, с которыми ей приходиться сталкиваться. Ведь все учителя знают: заниматься с особенными детками трудно. Елена Ивановна охотно делится с начинающей учительницей своим богатым опытом, всегда дает мудрые советы, всячески поддерживает. Впрочем, если говорить и ещё об одной «вдохновительнице» Даши на непростую педагогическую деятельность, то в старших классах она считает таковой своего учителя русского языка и литературного чтения Юлию Владимировну Густинович. В настоящее время, когда моя собеседница уже сама педагог, они – не только коллеги, но и добрые приятельницы.

Быть продолжательницей семейной династии всегда ответственно. И моя собеседница это хорошо понимает. И ей есть с кого брать пример. Её мама Екатерина Андреевна Губина и бабушка Лия Сергеевна Волянская в своё время сами добросовестно трудились учителями-словесниками. Правда, так уж вышло, что мама в дальнейшем нашла себя в другой сфере. Сейчас она трудится в одном из отделов администрации городского округа Бронницы. А вот бабушка отработала в этой же второй школе более 50 лет. Трудилась и на должности директора, завуча и просто учителя русского языка и литературы. В настоящее время Лия Сергеевна уже на заслуженном отдыхе: «довела» свою внучку до выпускного класса и тоже ушла на пенсию.

Моя собеседница пока ещё не завершила своё высшее учительское образование. Пока она является студенткой 5-го курса Коломенского государственного социального гуманитарного университета. Обучается она по специальности «Дошкольное и начальное образование» с двумя профилями подготовки. Так что, после получения вузовского диплома Дарья Ильинична сможет работать как квалифицированным воспитателем в дошкольном образовательном учреждении, так и учителем начальных классов в любой общеобразовательной школе.

Как она рассказала мне в ходе нашего общения, на первых курсах ей, молодой девушке, хотелось больше самостоятельности. Поначалу её влекла новая, незнакомая студенческая жизнь. Даже фантазировала о том, что будет принимать участие в увлекательных конкурсах или в различных внеурочных видах деятельности. Намеревалась жить в общежитии в чисто студенческой среде. Но поездив первое время из дома, поняла, что дорога для неё не составляет особого труда, а наоборот, даже добавляет впечатлений и динамики. К тому же, у неё в тот период уже сложились серьезные отношения со своим будущим мужем, которого она просто не могла оставить в Бронницах без своего внимания и заботы.

Уже с первых курсов Даша училась в Коломенском университете довольно успешно. И при этом, уже точно понимала, что у неё есть тяга к гуманитарным предметам и есть стойкое желание продолжать развиваться именно в этом направлении. Способствовало этому и то, что она проходила свою полноценную практику во 2-й школе, которая длилась целый месяц. Это было год назад, на 4-м курсе, и тогда студентка попала к Лилии Владимировне Афошиной, которая вела 2 «Б» класс начальной школы. И хоть ребятишки там были непростые, но Даша справилась. И такое начало учительства пришлось ей по душе. Уже тогда она точно поняла, что еще вернется сюда – в родные стены. И вот вернулась!

Когда она пришла на работу во вторую школу, ей предложили заниматься с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Основательно подумав и всё взвесив, Дарья без колебаний согласилась. Ведь для неё это по-своему интересный и нужный опыт. Действительно, заниматься с такими младшими школьниками непросто. Но наставники учили её не бояться трудностей, а учиться преодолевать их. А это значит – формировать в себе полноценного, целеустремленного педагога, который в дальнейшем сможет доходчиво объяснить любую тему и справиться с любой сложной ситуацией.

Здесь важно пояснить, что, обучая младшие классы с таким особенным составом учащихся, молодая начинающая учительница должна, как и в обычных классах, проводить со своими подопечными занятия по всем основным предметам начальной школы. Это и математика, и русский язык, и литературное чтение, и окружающий мир, и труд, и изобразительное искусство. Кроме того, ещё только начинающую свой педстаж Дарью Ильиничну иногда ставят на замену других учителей в младших классах. Сама она так объясняет свою специализацию.

- Направленность работы с особенными детками у меня сложилась случайно. Помню, когда закончила работу в частном детском саду, просто пришла в школу поинтересоваться о наличии вакансий. Мне предложили попробовать позаниматься индивидуально с детьми с особенностями развития. В прошлом году я проработала так три месяца перед летними каникулами. Не то чтобы я специально выбирала это направление, но решила: а почему бы не попробовать? И осталась… Надо сказать, что педколлектив принял меня очень тепло. Большинство моих коллег – это люди, с которыми я в своё время прошла весь свой школьный путь, которые знают меня с малых лет. И тем приятнее было оказаться снова рядом с ними, но уже в ином качестве. Ощущать это состояние особенно удивительно: совсем недавно я была просто ученицей, а теперь сама стою у доски в роли учителя.

Конечно, начинающий учитель поначалу теряется в каких-то организационных моментах. Вот например, как рассказывает Дарья Ильинична, взять хотя бы школьный журнал, который теперь нужно заполнять только в электронном виде. Если что-то непонятно, приходится постоянно подходить и переспрашивать: «Как это сделать? А вот это?» Раньше-то ведь всё было иначе. Она призналась в том, что даже немного скучает по тому времени, когда были бумажные журналы и четкое распределение обязанностей среди учеников. Один, например, отвечал за физкультуру, другой – за культмассовый сектор, третий – за библиотеку. Особую роль в любом классе выполняли старосты. Они в конце каждого урока подходили к учителю за подписью в журнале посещаемости, а в конце учебного дня сдавали его завучу. В этой простой процедуре было что-то очень важное – ощущение взрослости, ответственности.

Моя собеседница вспоминает о том, что когда сама училась в школе, ей никогда не доводилось быть старостой. А когда поступила в институт, ей было уже интересно попробовать себя в этом качестве. Предполагала, что обязанности будут примерно такими же, как в школе, но оказалось всё совсем иначе. В вузе быть старостой студенческого курса – это огромная ответственность плюс постоянная дополнительная нагрузка.

Случается, что руководство института поручает принимать участие в различных конкурсах или благоустройстве территории, а также голосовать за каких-либо кандидатов. В общем, это было совсем не то, что входило в стандартное понимание обязанностей старосты. Если сравнивать обязанности старосты в школе и в институте, то разница огромная. В институте накладывают очень много дополнительных функций, что, в принципе, объяснимо разницей в возрасте: в школе старостам по 13-14 лет, а в вузе они уже взрослые люди.

Кстати, говоря о школьных обязанностях, Дарья вспомнила о том, что там ещё были дежурства. Староста мог назначить кого-то из нерадивых учеников подметать класс. К примеру, того, кто невнимательно слушал учителя и слишком много времени проводил в своём мобильнике. А в старших классах учащиеся дежурили по всей школе: их выставляли по одному-два человека на этаж или крыло. Пожалуй, самым любимым у всех было дежурство в столовой. В этом случае дежурных освобождали от уроков на весь день. Сначала им нужно было проверить чистоту столов, наличие салфеток, расставить тарелки и разложить столовые приборы, ровно поставить стулья.

А когда ученики приходили кушать, необходимо было следить за общим порядком, контролировать очередь – чтоб не было толкотни и давки, при необходимости оказывать помощь ученикам младших классов. После окончания приема пищи дежурные должны были проверять, чтоб ученики убрали за собой посуду и проследить за чистотой. При этом, дежурный должен быть вежливым и помогать старосте, а не командовать. И конечно, чтобы всем было комфортно – необходимо работать в команде, слаженно и сообща. А приятным бонусом в завершении дежурства было угощение вкусными пирожками. Сейчас, когда моя героиня общается со школьниками как учитель, она уже с другой точки зрения делится своими чувствами и ощущениями по работе в школе.

- Когда прихожу в тот или иной класс на замену другого учителя, конечно, немного волнуюсь, но в то же время чувствую – это именно моё, – рассказывает она. – Мальчики и девочки смотрят на меня заинтересованным взглядом, и эти глаза наполняют меня энтузиазмом. Дети, конечно, воспринимают по-разному, кто-то сразу пытается устроить мне «проверку на прочность». И, наверное, это неизбежно. Но я уже поняла, что авторитет в школе зарабатывается не возрастом, а знаниями, которые ты даешь, и правильным подходом к учащимся. Важно соблюсти баланс между уважением и дружеским отношением, особенно с детьми младшего возраста.

Судя по тому, что мне рассказала Дарья Ильинична, с теми, кто «проверял её на прочность», она справляется традиционными учительскими методами: плохое поведение отражалось на оценках. Потом некоторые из таких учеников подходили извиняться, спрашивали, как исправить оценку. Хотя, в основном, они извинялись, возможно, даже не ради исправления оценки, а просто потому, что понимали – были не правы. А если говорить в целом, то моей собеседнице пока удается находить с большинством своих учеников хороший контакт и подбирать к каждому свой ключик.

Сложнее работать с детьми с особенностями развития. Такие ребята, которых учит Дарья есть во втором и третьем классах. Обучаются они вместе с обычными детьми, и приходят на определенные уроки, чтобы заниматься индивидуально. Или же вместе с учителем уходят в другой класс, где никто не мешает. В этом учебном году со всей начальной школы обучалось трое таких детей, а в прошлом было шестеро.

Так что сейчас, конечно, полегче. Хотя, казалось бы, что работа один на один с учеником должна быть проще. Но на самом деле это не совсем так: особенные дети, подчас, не понимают даже самых простых вещей, вроде сложения 2+1. И случается, начинающий учитель даже немного теряется, не зная как еще проще это объяснить. Впрочем, Дарью в таких случаях всегда утешает то, что большинство таких детей по-своему стараются освоить учебный материал: пишут свои варианты решения в тетрадях, выполняют классные и домашние задания. И ей, как и всем учителям, очень хочется надеяться на то, что благодаря общим усилиям, эти своеобразные дети когда-нибудь смогут завершить начальную школу и перейти в 5-6-й классы. Во всяком случае моя собеседница будет настойчиво стремиться к этому вместе с мамами и папами своих воспитанников. Тем более, что многие родители не хотят отдавать детей в специализированные учреждения, предпочитая, чтобы они развивались вместе с обычными детьми.

Дарья рассказывает, что её педагогическая практика обычно длится месяц. Сейчас молодой педагог проходит её в детском саду «Вишенка», и она длится два месяца – это преддипломная практика. Но будет еще одна, уже после январских каникул, тоже протяженностью два месяца. После этого начнется подготовка к выпускным экзаменам в институте. Если сравнивать свою учительскую работу в школе и детском саду, то в школе она нравится начинающему педагогу больше. Сама Дарья рассказывает об этом так:

«До школьной практики я работала в частном детском саду. И быстро поняла, что это – не моё! Прежде всего, потому, что очень непросто заниматься с такими маленькими детками. Ведь им всего по 1,5-2 года. По утрам, когда их привозят в детсад, нам бывает очень тяжело разлучить их со своими родителями. Малыши плачут, всё время зовут маму. И поверьте, очень долго приходится успокаивать их, настраивать на другую обстановку… Чувствуешь себя уже не педагогом и не воспитателем, а просто обычной няней...»

К слову, в детском саду ясельной группы, наша собеседница добросовестно выполняет все обязанности воспитателя. А это множество самых разных задач, связанных с уходом, развитием и адаптацией малышей. Вот лишь некоторые из них: помощь в соблюдении гигиены, кормление детей (если они ещё не едят самостоятельно), контроль за сном, помощь в засыпании. Одевание и раздевание малышей перед прогулкой и после неё. Развитие навыков: мелкой и крупной моторики: лепка, пальчиковые игры, ходьба, лазание; развитие речи: чтение простых текстов, игры с разными текстурами, цветами, формами. Организация режима и игр, взаимодействие с родителями.

Все знают, что тем, кто учит других, даже если это ученики начальных классов, нужно много знать и много читать. Но только ли одну методическую и иную нужную для педагогической профессии литературу? Захотелось узнать о том, что читают кроме всего обязательного и полезного наши начинающие бронницкие педагоги. А еще чем они занимаются в свободное время и какие у них увлечения? И расспрашивая Дашу, я с удивлением услышала о том, что она вместе со многими, нужными ей книгами в свободное время увлекается детективами Агаты Кристи с незаурядным сыщиком Эркюлем Пуаро. Для неё это прямо страсть, и ей даже кажется, что ничего лучше её произведений, нет в мире. Сейчас она стала читать детективы реже, ведь трудовая нагрузка у неё возросла, и удовольствие старается растягивать. Ибо скоро книги этой серии закончатся, и придется либо перечитывать, либо открывать новых авторов...

Кроме того, Дарья еще в подростковом возрасте очень любила рисовать. Только сейчас из-за общей занятости от этого немного отошла. Пробовала писать стихи – получилось всего два-три. Одно посвятила дедушке на юбилей, второе – маме на День матери. Хотела сделать что-то особенное, личное, и решила, что стихи будут лучшим подарком. Рассказывая о своём увлечении стихотворчеством, Дарья поделилась с нами своим поэтическим подарком любимому деду. Вот отрывок из него: «Мой деда – самый лучший в мире! Он однозначно победит в турнире на званье «Лучший дед России»! И без прикрас я вам скажу, что им я очень дорожу!»

В этой связи уместно добавить, что любой взрослый, уже самостоятельный человек живёт не только своей работой, нужными делами и любимыми увлечениями, но и своей семьёй, своими родителями и близкими людьми. В ходе общения Даша поведала нам и о мужской половине своего рода. Получается, учителя там только по женской линии. А вот, к примеру, её папа по образованию юрист. Правда, отцовская карьера в юриспруденции не сложилась, и он успешно работает в строительстве. И хоть Дашины родители, к сожалению, разведены, но это всё равно не мешает ей общаться с отцом. Тем более, что он – человек с жизненным опытом, и его советы бывают очень полезны.

И горячо любимый дедушка, Владимир Ильич Волянский, тоже принимает участие в воспитании своей внучки. Он – бывший военный – служил прапорщиком в Бронницах. У него, как мне рассказала Даша, с бабушкой интересная история знакомства. Дед родом из-под Одессы, бабушка – из Ярославской области. Познакомились они не где-нибудь, а в Германии. Бабушка работала там учителем русского языка и литературы, а дедушка был в командировке. Причём между их первым знакомством и предложением руки и сердца прошла всего неделя! Вот уже более 50 лет они вместе – два года назад отпраздновали золотую свадьбу.

Своя дружная молодая семья уже формируется и у моей собеседницы. Дашин супруг Алексей Андреевич Бойцов – инженер, дипломированный специалист. Он учился на заочном отделении в Бронницком филиале МАДИ уже после службы в армии. В июле этого года получил диплом, чему и Алексей, и Дарья очень рады. Ну, а если говорить о семейном пополнении, то молодые супруги о нём пока только думают. Хотя, наверное, у любой молодой семьи это есть в перспективных планах. Но прежде, как считает Даша, ей нужно освоиться в школьном коллективе, возможно, взять классное руководство. Так что задача настоящего периода такая: сначала утвердиться в профессии, а потом уже думать о потомстве.

Как всем известно, школьный учитель – это не просто профессия, а призвание. И выбирать её необходимо очень обдуманно и лучше один раз и навсегда. Потому что если детей у нас будут обучать случайные в таком важном деле люди, то в перспективе это может очень дорого обойтись всему российскому обществу. Зная о том, что Дарья – учитель в третьем поколении, я напрямую спросила её: станет ли она настоятельно рекомендовать своим будущим детям продолжить семейную педагогическую династию. И она ответила, что однозначно не станет этого делать. Конечно, будет здорово, если кто-то из них, когда повзрослеет, сам захочет выбрать учительскую профессию. Но такой выбор её дети должны осуществить очень осознанно и только самостоятельно, без родительского диктата. Ведь, как уже сама Даша успела убедиться, школьное учительство требует огромных усилий, выдержки, ежедневной самоотдачи. И ещё нужно очень сильно любить детей, чтобы выбрать эту профессию...

- Вам, возможно, интересно будет узнать то, что ни моя бабушка, ни моя мама никогда не склоняли меня к выбору педагогической стези, – говорит Дарья. – Ибо на своём опыте знали о том, какой это тяжелый и ответственный труд. К примеру, бабушка просто хотела, чтобы я хорошо училась. А поскольку она сама работает в нашей школе, мне надо было очень стараться, чтобы её ни в чём не подвести. А когда, получив аттестат о среднем образовании, я сама твердо решила стать школьным учителем, бабушка, конечно, обрадовалась. Сейчас, как мне кажется, она даже по-своему гордится мной, часто хвалит, дает советы. Причем даже когда я их у неё не прошу. Значит, по-настоящему заботиться обо мне, хочет, чтобы у меня всё получилось...
Полина МАЛИННИКОВА
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий