И ВЕЧНОЙ ПАМЯТЬЮ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА
0
1456
К 205­-летию победы России в Отечественной войне 1812 года
Война 1812 г. – одна из славных страниц истории нашего Отечества. В 2012 г. россияне широко отметили 200-­летие этого знаменательного события. Исследователи, краеведы нашли в архивах и опубликовали огромное количество новых документов об этом героическом периоде. Не остался в стороне и наш город... 
Музей истории г.Бронницы занимается этой темой с 2001 г.. В юбилейные годы (2002 и 2012 гг.) были проведены две тематические конференции, посвящённые теме «Бронницы и Бронницкий уезд в 1812 году». Благодаря систематической работе в ведущих архивах и библиотеках Москвы, удалось найти и опубликовать уникальный материал о пребывании французов в Бронницах и на территории уезда, об организации в городе снабжения продовольствием полков и раненых. 
Были найдены также документы, уточняющие даты начала флангового манёвра, начавшегося и частично проходившего по территории Бронницкого уезда. Сотрудниками музея опубликованы материалы о партизанском отряде, действовавшем в Бронницком уезде, пока там находились французские войска, о разорённых крестьянских и дворянских усадьбах и т.д. Был найден и опубликован поимённый список крепостных крестьян, поступивших от помещиков уезда в ополчение, в количестве 2331 человека. И, наконец, на основании найденных Ревизских сказок были поимённо выявлены ополченцы, не вернувшиеся с войны. Работа по поиску документов, связанных с Бронницами и Бронницким уездом в 1812 г., продолжается до сих пор. Вниманию читающей публики представляются документы 1912 г., найденные в ГБУ «ЦГА Москвы» (Центральном государственном архиве Москвы). Они отражают период подготовки 
к празднованию 100­летия Отечественной войны 1812 года.
Одним из важнейших моментов Император Николай II считал присутствие на торжествах в Москве и на Бородинском поле участников и очевидцев событий той далёкой эпохи. Поэтому по всем губерниям были разосланы телеграммы следующего содержания:
 
«Предлагаю безотлагательно собрать точные сведения и прислать в Департамент общих дел о всех живущих в губерниях ветеранах и бывших в сознательном возрасте современниках и очевидцах Отечественной войны 12 года с указанием звания, то есть солдат или ополченец, имени, фамилии, возраста, в каких сражениях в 12 году участвовал или чего был очевидцем и имущественного положения. Относительно тех из них, которые пожелают и могут своими силами и здоровью прибыть в Москву для участия в юбилейных торжествах, соблаговолите добавить, могут ли прибыть на свой счёт или какая сумма нужна на поездку каждому». Министр внутренних дел Макаров.
 
По сведениям полковника Генштаба В.Н.Никольского, в 1912 г. живых свидетелей войны 1812 г. оказалось 25 человек. Их возраст более 110 лет, за исключением И.Машарского, которому исполнилось 108 лет, и он был свидетелем сражения под Клястицами. Один из создателей Музея Отечественной войны 1812 г. П.П.Яковлев назвал их «живыми реликвиями». Среди 25 человек самый старший А.П.Красносельский – ему в 1912 г. было 124 года! Он участвовал в сражении под Смоленском, под командованием Дохтурова и очень чётко помнил все подробности боя. К тому же был бодр и хорошо себя чувствовал. Но, к сожалению, из Ростова­на­Дону, где проживал, он не мог приехать. Но зато из Кишинёва в Москву прибыл отставной фельдфебель Аким Винтонюк. Об этом свидетельствует телеграмма из МВД Департамента Общих дел Московскому Губернатору 20 августа 1912 г.: «…из Кишинёва отправился в Москву для участия в предстоящих торжествах празднования 100­летия Отечественной войны участник её отставной фельдфебель Аким Винтонюк 122 лет при провожатом городовом Кишинёвской полиции Кушнерёве».
Аким Винтонюк среди всех оставшихся в живых свидетелей событий 1812 года – особенный человек. Он был не просто очевидцем, не просто воином, а единственным оставшимся в живых участником Бородинской битвы! И, конечно, грандиозные торжества 1912 года на Бородинском поле, и присутствие на них живых очевидцев событий, не могли не произвести на всех присутствующих сильнейшее впечатление, в том числе и на Императора Николая II. 25 августа 1912 г. он записал в своём дневнике: «В саду принял французскую военную депутацию и затем поговорил с участником сражения, которому 122 года и с некоторыми очевидцами Отечественной войны». Своё огромное впечатление от увиденного на священном поле Бородина, своё эмоциональное состояние государь выразил в письме к матери – императрице Марии Фёдоровне:
 
«Дорогая моя Мама! Давно хотел я написать Тебе, но времени все не хватало. Сколько впечатлений пережито, и таких светлых, что становится трудно описать их. Конечно, самыми приятными днями было 25 и 26 августа в Бородине. Там все мы прониклись общим чувством благоговения к нашим предкам. Никакие описания сражений не дают той силы впечатления, которая проникает в сердце, когда сам находишься на этой земле, окрашенной кровью 58 000 наших героев, убитых и раненных в эти два дня Бородинского сражения. Некоторые старые редуты и батареи восстановлены совершенно точно саперами; Шевардино и Семеновские флеши. Присутствие на панихиде и торжественном молебствии знаменитой иконы Божией Матери Одигитрии, той самой, которая была в сражении, и обнесение ее вдоль фронта войск – это такие минуты, которые редко переживаются в наши дни! В довершение всего удалось привести несколько стариков, помнящих пришествие французов, но самое главное – между ними находился один участник сражения, бывший фельдфебель Войтинюк (так в тексте! – В.Х. ) 122 лет. Подумай только, говорить с человеком, который все помнит и рассказывает всякие подробности боя, показывает место, где был тогда ранен, и т. д. Я им сказал стоять рядом с нами у палатки во время молебна и следовать за нами. Они все становились на колени сами и с помощью палок и сами вставали!». 
 
В поисках очевидцев событий Отечественной войны 1812 г. участвовала и Московская губерния. Все уезды получили распоряжение от Губернатора сообщить о всех жителях, которые помнили события тех далёких лет. 2 июля 1912 г. Земский начальник 5­го участка Бронницкого уезда Московской губернии отправил сообщение Губернатору, что «в деревне Подберезной Рождественской волости проживает крестьянка Мария Сергеевна Желтакова, 110 лет, бывшая очевидицей Отечественной войны». 
Это сообщение №698 Губернатор получил 4 июля 1912 г. 
В этот же день с пометкой «Срочно» исполняющему дела Земского начальника 5­го участка Бронницкого уезда Струк(п)ову из Губернского Присутствия было послано предписание следующего содержания: «Предлагаю Вашему Высокоблагородию, безотлагательно опросив Марию Желтакову, доставить мне в дополнение к Вашему представлению за №698 сведения о том, чему именно из событий Отечественной войны она была очевидицею, а также данные о её имущественном положении на тот случай, если она пожелает и по своим силам и здоровью сможет прибыть в Москву на юбилейные торжества».
8 июля 1912 г. исполняющий обязанности земского начальника 5­го участка Струк(п)ов послал подробное и очень интересное сообщение о героине официальной переписки. «Вследствие предписания от 4 июля с/г за №79 и в дополнение к представлению моему от 2 сего июля за №698 доношу Вашему Превосходительству, что опрошенная мною крестьянка д.Подберёзной Рождественской волости Мария Сергеевна Желтякова (а не Желтакова, как мною было представлено 2 с/м №698) рассказала, как её крёстный отец Василий Крупнов на её глазах заколол вилами одного из французов, сопровождавших повозку с имуществом и деньгами и следовавшую по д.Лутошкино (Рождественской же волости). Помнит, как её брат увозил из дома все вещи в лес, ибо в то время крестьяне бросали свои дома и скрывались в лесах. Помнит также, как посылала её мать в с.Воскресенское мыть в церкви полы после постоя французских солдат. Припомнить ещё что­нибудь она затрудняется, так как, по её словам, ей уже начинает изменять память. Быть очевидицей какого­либо сражения или вообще движения войск в 1812 г. ей не приходилось.
Мария Сергеевна Желтякова выглядит сравнительно ещё бодрым человеком и, для её лет, хорошо видит и слышит. 
В настоящее время она живёт на полном иждивении своего сына Михаила Ефимова Желтякова и прибыть в Москву на юбилейные торжества для неё является затруднительным «за неимением к тому никаких средств». И.д. Земского начальника 5­го участка Бронницкого уезда Московской губернии Н.Струк(п)ов».
Из таких документов всегда узнаются дополнительные сведения о человеке. Мы, например, узнали, что отца Марии Желтяковой звали Сергеем, так как в документах есть её отчество. Стало известно, что она с родителями жила в с.Лутошкино. 
А в с.Подберёзном Мария оказалась, видимо, выйдя замуж за Ефима Желтякова. В документе записано, что сына её звали Михаилом Ефимовичем Желтяковым.
Кроме того, из найденных недавно документов стало известно, что примерно с 1908 г. сын Марии Желтяковой, Михаил Ефимович, содержал в с.Подберёзном чайную лавку на 6 столов и был неграмотным. А его сын, Александр Михайлович Желтяков, подписывал документы за отца, и, значит был грамотным. Дальше события развивались следующим образом.
21 августа 1912 г. из Санкт­Петербурга в Московскую губернию была отправлена срочная телеграмма: «Если очевидица Отечественной войны крестьянка деревни Подберёзной Мария Желтякова (в телеграмме – «Желтяковка») желает и по состоянию здоровья может приехать на Бородинские и Московские торжества, соблаговолите безотлагательно снабдить её и отправить в Москву во втором классе, придав ей надёжного проводника и снабдив их достаточным довольствием. О всех имеющих произойти расходах благоволите сообщить департаменту общих дел для возмещения Вашему превосходительству необходимой суммы. О выезде Желтяковой благоволите доложить министру в Москве. О последующем прошу телеграфировать мне (в) Петербург. За министра Внутренних дел товарищ министра А. Харузин».
Телеграмму с таким же содержанием от Московского губернатора Джунковского получил Бронницкий исправник Крамаренко. 
Из сохранившейся переписки исправника с Губернатором выяснилось, что Мария Сергеевна Желтякова участвовала в праздничных торжествах на Бородинском поле. Крамаренко в телеграмме, посланной 22 августа 1912 г. в Бородино на имя Губернатора, сообщал: «Крестьянка Подберезья Мария Желтякова выедет завтра Бородино. Исправник Крамаренко».
В Бородино сопровождал Марию Сергеевну сам исправник Крамаренко. Об этом он сообщил в рапорте Московскому губернатору: «При сём представляю на распоряжение Вашего превосходительства счета в израсходовании мною личных средств 25 руб. 15 коп. по вызову крестьянки Марии Желтяковой на Бородинские торжества сентября 25 дня».
Важно отметить, что деньги, потраченные на сопровождение Желтяковой М.С., были возмещены исправнику в полном объёме: 25 руб. 15 коп. – поездка, 75 коп. – стоимость телеграммы о выбытии в Бородино М.Желтяковой.
В день Бородинских торжеств, 26 августа 1912 г., Николай II распорядился выдать М.Желтяковой пенсию. Этот удивительный документ сохранился в фонде Московского губернского правления.
 
Министерство Московскому Внутренних Губернскому Дел Правлению
Департамент 10 сентября 1912
Общих дел Вх. 2783
Отделение II
Стол 3 10 сентября
4 сентября 1912 г. №24238
По Высочайшему Повелению
Государь император, в 26 день минувшего августа Всемилостивейше повелеть соизволил на назначение очевидице войны 1812 г. крестьянке Марии Желтяковой, проживающей 
в дер.Подберезной Рождественской волости Бронницкого уезда, пенсии по триста рублей в год, с производством таковой пенсии со дня воспоследования Высочайшего повеления, т.е. с 26 августа 1912 года.
Сообщая об изложенном, Департамент Общих Дел просит Ваше Превосходительство принять меры к тому, чтобы означенному лицу было оказано содействие к скорейшему получению его из Бронницкого Казначейства Всемилостивейше пожалованной ей пенсии, и чтобы по получении таковой, пенсионерка по своему преклонному возрасту и дряхлости не сделалась жертвою злоупотребления и обмана.
Вице­Директор за нач. отделения.
 
Так, единственная представительница Московской губернии Бронницкого уезда, свидетельница героической эпохи 1812 г., бывшая крепостная, Мария Сергеевна Желтякова (на верхнем снимке – крайняя слева) стала известна императору Николаю II и другим высокопоставленным лицам.
А как г. Бронницы и уезд отметили 100­летие Отечественной войны 1812 г.? В ГБУ «ЦГА Москвы» сохранился «Журнал Чрезвычайного собрания г.г. Городских уполномоченных города Бронницы августа 26 дня 1912 г.»
26 августа – по старому стилю – день Бородина. Именно в этот день проходили торжества и в г. Бронницы. Антон Михайлович Листратов, исполнявший обязанности Городского старосты, прочёл доклад о значении победы России в Отечественной войне 1812 г. Затем члены городского управления отслужили панихиду о «в Бозе почившем императоре Александре I и павших в Отечественную войну сподвижниках его». После панихиды был совершён молебен «о здравии их Императорских Величеств и Наследника Цесаревича».
Городская Дума также постановила: «По телеграфу просить Господина Московского губернатора повергнуть к стопам его Императорского Величества одушевляющие жителей города Бронниц верноподданнические чувства беспредельной преданности».
На очередном собрании городских уполномоченных, состоявшемся 14 октября 1912 г., Городской староста сообщил следующее: «По предложению Господина Московского Губернатора от 27 минувшего сентября за №23810, что Государь Император повелеть соизволил благодарить Бронницкое Чрезвычайное собрание Городских уполномоченных за молитвы и верноподданнические чувства по случаю празднования Отечественной войны. Постановили: …Чтобы запечатлеть в сердцах участников Собрания Городских уполномоченных факт Высочайшей милости за молитвы и верноподданнические чувства по случаю празднования (100­летия – авт.) Отечественной войны, выдать каждому участнику собрания Городских уполномоченных копию предложения Господина Московского Губернатора от 27 сентября за №23810, коим даётся знать о Высочайшей милости».
Главные здания города Бронницы оделись в праздничный наряд. Здание Городского управления было украшено иллюминацией. Из финансового отчёта Бронницкой уездной земской управы за 1912 год стало известно, что она тоже принимала участие в юбилейных торжествах 1912 г. Так на украшение «здания земства можжевельником для иллюминации по случаю августовских торжеств» было потрачено 13 руб. 40 коп. Из ситца, купленного у Л.Кремера, сшили флаги, которыми украшали здания и дома. За всё заплатили 47 руб. 04 коп. 
И за устройство иллюминации на здании земства разным людям заплатили 70 руб.
Бронницкий исправник Крамаренко Рапортом, поданном 13 августа 1912 г., отчитался перед губернатором за потраченные деньги, использованные на украшение здания МВД. Было выделено на это мероприятие 300 рублей. Крамаренко израсходовал на украшение и иллюминацию здания МВД 123 рубля 90 коп. Оставшиеся деньги он вернул. Известно из документов, что учащиеся и учителя города Бронницы ездили на экскурсии в Москву в честь славного юбилея Отечественной войны 1812 года.
Таким образом, обнаруженные в архивах документы открыли для нас новые факты из жизни города и уезда столетней давности и добавили в копилку наших знаний по истории родного края интереснейшие подробности. 
Ирина СЛИВКА, заместитель директора по научной работе Музея истории города Бронницы
 
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий