МАЛОЕ ИВАНОВСКОЕ – УСАДЬБА ПУШКИНЫХ
0
5105
Имение Малое Ивановское Бронницого уезда связано прежде всего с потомками великого русского поэта А.С.Пушкина: его старшим сыном Александром Александровичем, его семьей и, в частности, внуком поэта – Александром Александровичем, а также с их современниками. Цель данной статьи – обобщить всё, что нам сегодня известно об этом старинном дворянском поместье и его владельцах, а также познакомить читателей «БН» с воспоминаниями жителей этой местности и найденными в разные годы документами по исследуемой теме.

На сегодняшний день самое ранее упоминание этой местности встречается в «Экономических примечаниях Бронницкого уезда», составленных к планам генерального межевания. Этот документ был издан в 1783 г. по сведениям, собранным в период 1760-1770-х гг. Изначально на месте будущего сельца было голое, ничем не застроенное место: «Пустошь Малая Ивашева отписных сельца Бахтемерова крестьян в казенное ведомство на правом берегу безымянного истока. Земля иловатая с песком. Хлеб средственный. Покосы худые. Лес дровяной». В начале XIX в. сельцо Малое Ивановское принадлежало полковнику Федору Николаевичу Петрово-Соловово, женатому на Анне Григорьевне, урожденной княжне Щербатовой. К слову, из этого сельца на Отечественную войну 1812 г. ушли воевать 11 крестьян.

После ранней смерти супругов Петрово-Соловово имение досталось их сыну Григорию Федоровичу, который уступил сельцо Малое Ивановское с деревнями Давыдово, Василёва и Косякино своей сестре Наталье Федоровне. Она вышла замуж за Александра Петровича Ланского, родного брата Петра Петровича Ланского – второго мужа Натальи Николаевны Пушкиной. Поэтому в известном указателе Нистрема селений и жителей Московской губернии, изданном в 1852 г., сельцо Ивановское 2-го стана числится за Н.Ф.Ланской, «полковницей, крестьян 107 душ мужского пола, 83 – женского пола, 25 дворовых. От уездного города 17 верст».

Здесь же упоминаются и другие три населённых пункта. Так деревня 2-го стана Каменка, «Ланской Натальи Фёдоровны, полковницы, крестьян 165 душ м. п., 162 – ж. п., 35 дворов…», располагалась в 15 верстах от Бронниц недалеко от Каширского тракта. В сельце Василёво 2-го стана, принадлежавшем ей же, имелось и вовсе три двора, 13 человек муж. и 15 – жен. пола. Находилось оно тоже близ Каширского тракта, в 18 верстах от уездного центра. Третья деревня Косякино, тоже 2-го стана, располагалась ближе всех к Бронницам, в 10 верстах от него, близ Астраханского тракта. В деревне было 20 дворов. В них проживало 111 крестьян м.п. и 99 – ж.п.

У А.П. и Н.Ф. Ланских были дети, среди них дочь Софья Александровна, вышедшая замуж за старшего сына А.С.Пушкина Александра. С той поры Малое Ивановское стало числиться за семьей Пушкина-сына. По сведениям многолетнего исследователя достопримечательностей подмосковной земли А.В.Нефёдова, супруги Пушкины много лет прожили в Малом Ивановском. Но после смерти жены Софьи Александровны (Ланской, племянницы отчима детей Пушкина) Александр Александрович имение продал. Оно слишком уж напоминало ему здесь о любимой супруге. Последним хозяином имения до кончины, последовавшей в 1916 г., был его сын, тоже Александр, председатель Бронницкой уездной земской управы.

Важно отметить и то, что в 1998 г. редакция «БН» организовала поездку в Малое Ивановское. Группу возглавлял археолог, кандидат искусствоведческих наук И.Л.Чернай. В неё также входили корреспондент «БН» Г.А.Аксенов и тогдашний директор Музея истории И.А.Сливка. Участники поездки встретились с жительницей села Анной Петровной Исаевой. Она рассказала, что там, где сейчас карьер, где всё разрыто, была возвышенность. На этой горе стоял двухэтажный деревянный усадебный дом, где жил А.А.Пушкин–внук с женой и куда приезжали к нему братья и сестры. А ещё раньше здесь жили Ланские. Анне Петровне об этом рассказала её мама. На вид жительнице Малого Ивановского было 70-75 лет. Она пошутила, что зовут её так же, как Анну Петровну Савицкую, супругу А.А.Пушкина-внука. (А.П.Савицкая, по мужу – Зейлих, была его гражданской женой). Так мама ей говорила.

Дальше она рассказала, что внизу, на берегу реки Северки, у дома были огромный парк и фруктовый сад. Парковые липы все вырубили во время войны, заготавливали дрова все, кому не лень. И сад таким же образом уничтожили. А до войны в этом пушкинском парке бывали замечательные праздники. Там вручали в торжественной обстановке награды лучшим работникам колхоза. Сейчас всё заброшено, всё разрушено. А гору, на которой стоял дом, до сих пор называют Пушкинской. Там карьер, откуда берут землю. Так печально закончился рассказ Анны Пет­ровны. В 1998 г. на берегу реки Северки ещё сохранялись следы обваловки (?) усадьбы. Во время этой поездки в Малое Ивановское, на горе, где стоял главный усадебный дом, Игорем Львовичем были найдены черепки 17 века. Он высказал предположение, что на этом месте в те далёкие века могло располагаться поместье.

В 2008 г. сотрудники Музея истории совершили поездку по некоторым достопримечательным местам бывшего Бронницкого уезда с целью разработки новых экскурсионных маршрутов. В ней приняли участие сотрудники нашего музея: Н.П.Фирстова – главный хранитель, М.В.Соколова, научный сотрудник и И.А.Сливка – в то время директор музея. Группа посетила несколько исторических мест, в том числе и Малое Ивановское. К большому сожалению, «Пушкинской горы», как её называли жители села, и где стоял усадебный дом, обнаружено не было. Поскольку ещё в 1998 г. на том месте был карьер, откуда вывозили землю – за 10 прошедших лет всю возвышенность срыли.

Также интересное воспоминание об усадьбе Малое Ивановское оставила Лидия Романовна Исаева – дочь Анны Петровны Савицкой от первого брака: «В селе Малое Ивановское был двухэтажный дом, окруженный парком, от дома к речке Северке шла аллея из роз (Розовая аллея). Строил дом архитектор Былинкин. Внук А.С.Пушкина, Александр Александрович, как и все Пушкины – не выговаривал букву «р». Прозвучали эти воспоминания по радио в передаче «Русская поэзия» 23 июня 1999 г. Усадьба и сельцо Малое Ивановское не такие знаменитые как, например, Кусково, Архангельское или Останкино. Но у этого места не менее любопытная история, потому что связано оно с известными людьми, владевшими имением, с современниками и потомками А.С.Пушкина, бывавшими здесь.

Выше было упомянуто, что Малое Ивановское в дальнейшем досталось Г.Ф.Петрово-Соловово. Его мать, Анна Григорьевна, трагически погибла. Об этом печальном событии писали современники. В частности, М.Д.Бутурлин в своих знаменитых «Записках» писал: «Был я также на балу у Скарятиных, в доме опекаемых ими сирот Соловых, на Лубянке, где ныне гостиница Лабади. Мать Соловых убита падением с дрожек на Петербургских островах…. Всё семейство Петрово-Солововых жило при тётке своей Скарятиной». Остались сиротами: Григорий, Михаил, Николай, Анастасия, Ольга и Наталья. С родителями Григория Фёдоровича, с ним самим и с его братьями и сёстрами был знаком А.С.Пушкин. Он бывал у Петрово-Соловово в гостях. А братья и сёстры Соловые, как их именовали в письмах и воспоминаниях, вращались в высшем свете. Это подтверждают записи в дневнике Долли Фикельмон, внучки М.И.Кутузова и жены австрийского посланника.

26 декабря 1832 г. в половине двенадцатого ночи за Долли и её матушкой заехал Скарятин, чтобы показать им «Острова в зимнем убранстве». Вдруг дамам и Скарятину перегородили путь три черкеса. Один из них размахивал пистолетом и угрожал, чем страшно напугал бедных женщин. Вскоре выяснилось, что это был розыгрыш: «Всё это оказалось не более чем маскарадом – три брата Соловых, переодетые черкесами, превосходно разыграли нас, заставив пережить весь ужас настоящего нападения разбойников. Скоро я от души смеялась над их выходкой…».

Молодая посланница часто приглашалась императором на праздники, балы и иные торжества. 1 июля 1833 г. в Российской империи отмечался день бракосочетания императорской четы и день рождения императрицы. Долли, присутствовавшая на праздновании, записала в дневнике: «Торжество началось большим парадом кавалергардов, на котором два знаменосца – Соловой и Перовский – были произведены в офицеры…». Автор записок имела в виду Михаила Фёдоровича Петрово-Соловово, которому был присвоен младший офицерский чин.

Имя его несколько раз встречается в дневнике Долли Фикельмон. Так в августе 1834 г. Михаил сопровождал её на прогулке: «15–го после обедни и завтрака ездили в Вартимяги со Скарятиным, Мишелем Соловым, Литтой, Мюральтом. Скарятин дал нам обед. День провели очень приятно и весело». А вскоре сестра Михаила Солового, Наталья, обвенчалась с Александром Петровичем Ланским. В честь этого события близкие родственники Натальи организовали вечер. «Скарятин и Мишель устроили у себя в Новой Деревне небольшой танцевальный вечер в честь бракосочетания Натали Соловой с Ланским. Вечеринка получилась отменной, очень милой».

Последний раз фамилия Соловых упоминается в дневнике Долли Фикельмон 5 октября 1835 г., когда она была в Праге: «В среду, 14-го, (сентября – прим. автора) немного побродила по модным лавкам, затем повидалась с Ланской и Соловым». По предположению исследовательницы С.Мрочковской-Балашовой, речь идёт о Н.Ф.Ланской, урождённой Петрово-Соловово, и её брате Михаиле Фёдоровиче.

Как мы уже упоминали, от Н.Ф.Ланской Малое Ивановское досталось её дочери – Софье Александровне. Здесь она поселилась с мужем, Александром Пушкиным, сыном великого русского поэта. В этом живописном месте они жили с детьми. В 1863 г. в Малое Ивановское приехала Н.Н.Пушкина-Ланская с тремя дочерьми от второго брака, которые являлись сводными сёстрами детей А.С.Пушкина. Сохранились об этом воспоминания А.П.Ланской, в замужестве Араповой: «По возвращении из-за границы, мы провели лето в подмосковной деревне брата Александра, но мать часто нас оставляла, наведывая отца, который по обязанности проживал в Елагинском дворце».

В «Справочной книге Московской губернии (описание уездов)», составленной А.П.Шрамченко и изданной в 1890 г, указано, что при селе Малом Ивановском и трёх деревнях, относящихся к нему, имелась усадьба. Ею и означенными деревнями владели дети А.А.Пушкина, сына поэта. Приведём текст целиком: « (Усадьба) при селе Малом-Ивановском и дер. Васильеве, Каменке и Косякине,- Пушкиных Надежды, Веры и Анны Александров., дочерей генерал – майора; Быковой Марьи Александровны, жены поручика; Воронцовой-Вельяминовой Натальи Александровны, жены штабс-ротмистра; Павловой Ольги Александровны, жены коллежского секретаря и Пушкиных: Сергея, Григория и Александра Александровичей, сыновей генерал-майора». Таким образом, в 1889 г. девять детей Пушкина, сына поэта, владели имением, когда-то принадлежавшим их бабушке Н.Ф.Ланской.

Однако надо отметить, что в документах встречается несоответствие. Так в «Формулярном списке о службе» А.А.Пушкина–внука за 1898 г. указано, что у него имелось в Бронницком уезде в общем владении с братом 481 десятин земли. А в «Памятной книге Московской губернии на 1899 год» ошибочно опубликованы устаревшие сведения, что земли Троицко-Лобановской волости площадью 5301/2 десятин земли стоимостью 16984 руб. состоят в общем владении детей генерал-майора А.А.Пушкина. Более того, в печатном варианте «Формулярного списка о службе» за 1909 г. указано ошибочно, что «в общем владении с братьями 481 десятин земли». Дело в том, что младший брат Александра и Григория Пушкиных Сергей, в 1898 г. трагически погиб: покончил с собой из-за неразделённой любви. Поэтому правильно записано в первом документе, что землёй владели два брата: Александр и Григорий.

Григорий один срок был земским начальником в Бронницком уезде. Но для того, чтобы он смог получить эту должность, ему нужно было иметь недвижимость, имение именно в том уезде, где он собирался служить. Поэтому, видимо, на семейном совете и было решено отдать часть земли Григорию. А затем, когда Григорий Александрович ушёл с поста земского начальника Бронницкого уезда, то всем имением стал владеть Александр Александ­рович-внук. Сохранился в архиве очень интересный документ, подтверждающий, что в 1900 г. он владел и с.Косякино. 18 декабря 1900 г. «По поручению Московского лесоохранительного Комитета от 1 ноября 1900 г. на №781 лесничий Московского лесничества, коллежский советник Магаринский, в присутствии понятых, сторонних людей, производил исследование вырубки леса, произведённой в течение сего 1900 года в Косякинской лесной даче при деревне Косякиной, Бронницкого уезда, 2 стана, Салтыковской волости, принадлежащей землевладельцу А.А.Пушкину».

В.М.Русаков, посвятивший много лет изучению жизни и деятельности потомков великого поэта, нашёл сведения, что в 1905 г. А.А.Пушкин-внук распродал землю в Малом Ивановском, а себе оставил усадьбу и участок для ценза и переехал в Бронницы. Так в очень ценном труде «Населённые местности Московской губернии», изданном в 1913 г., усадьба, расположенная в Малом Ивановском, уже принадлежала А.А.Пушкину, председателю Бронницкой уездной земской управы, сыну генерал-майора А.Пушкина и внуку А.С.Пушкина. Первой его женой была Ольга Решетова, дочь командира 44-го Нижегородского драгунского полка, в котором внук поэта служил. Молодые хорошо жили в Малом Ивановском, любили приглашать гостей. Одним из них, случайно оказавшийся в этих живописных местах, был выдающийся литературовед и философ М.О.Гершензон. Волею судьбы он попал в имение, его окрестности и в Бронницы и написал об этом в письме к родственникам на следующий день после поездки, а именно, 15 июня 1900 г. в субботу в 6 часов вечера.

Приведём отрывок из этого письма: «Вернувшись домой, мы застали гостя – местного земского начальника. Да ещё по дороге встретили мы одну московскую барышню, знакомую Щепкина и мою; она гостит летом в соседней усадьбе, у Пушкина (внука поэта) и часто бывает у них. Мы её прихватили и привезли с собой. Часов в 9 я пошёл провожать её; разговор за ужином и чаем затянулся до 11 1\2. Земский ночевал со мною во флигеле, и мы, уйдя туда, ещё разговаривали до 1 ч. Сегодня я встал в 8; сидели за чаем до 11, и в 11 я уехал. Я должен был ещё заехать к Пушкиным за этой барышней, которая просила довезти её до Бронниц. Тут видел усадьбу Пушкиных. Как известно, жена поэта после его смерти вышла замуж за Ланского; так вот это и есть имение Ланского, которое перешло к старшему сыну поэта, а затем к этому молодому Пушкину. Усадьба великолепная, с чудесным парком и яблочным садом. Видел я и жену П., молодую, очень симпатичную женщину. Ну, значит, поехали мы, а вскоре пошёл дождик. Я, хотя и был в непромокайке (макинтош по-здешнему), но промок, особенно ноги промочил. Дорога испорчена дождями, ехали 20 вёрст более 2 часов. Доехав до Бронниц, барышня предлагала поехать к ним (она тут у дяди на даче), переодеться и чаю напиться. Но я не пожелал, а отправился в шорную лавку Мелкова, где нашёл вашу открытку от 9-го; тут надел чистые чулки и пошёл в клуб, где выпил большую рюмку водки и стакан горячего чая, так что сразу согрелся».

И Ланские, и Пушкины, и Гончаровы, и Соловые (так в письмах называли Петрово-Соловово) – поддерживали дружеские отношения, не прерывали связи. Часто бывали в гостях друг у друга, в том числе и в Малом Ивановском. Об этом свидетельствуют письма Веры, родной сестры Александра. Вот несколько отрывков из писем Веры Александровны Пушкиной. 1. 7 января 1892 г. Москва. Вера – сестре Анне: «Завтра мы пойдём в склад, где работают для голодающих. Там будет Маруся Соловая. Это первый наш выход туда. Сегодня у нас будет ночевать Катя Гончарова. Весь Ярополец переехал в Москву, потом поедет в Лопасню, а ещё потом Надя (Гончарова?), кажется, поедет в Петербург». 2. Письмо без даты. Вера – Анне: «Милая Анна! Сегодня начали праздновать масленицу и два раза ели блины: утром – дома, а вечером – у Соловых, где мы обедали… Ланские должны скоро уже и вернуться из Петербурга… Они там веселятся». 3.21 ноября 1897 г.. Вера – Анне: «Когда ты увидишь кузин Соловых, дядюшку и маленького Гришу, передай наши дружеские приветы. Они так милы, я хотела бы их видеть почаще».

Из писем Веры стало известно, что Александр Пушкин-внук, живший в Малом Ивановском, приглашал своих братьев и сестёр, других родственников погостить. 1.Письмо без даты. Вера – Анне: «…Саша теперь в Ивановском. Он зовёт нас к себе, но ведь он постоянно занят, много в разъездах…». 2. 30 октября 1998 г. Вера – Анне: «Ты Гришу не видела по возвращении его из Ивановского? Он там охотился и даже увлекался охотой. Дошёл до того, что вдвоём с Константином Петровичем уходил в лес, когда Саша был занят…»

По сведениям исследователя А.В.Нефёдова, внук поэта познакомился К.П. Савицким и подружился, так как имение Милино, принадлежавшее ему, находилось в верс­тах пяти от Малого Ивановского. «Он (А.А.Пушкин-внук) принял также живейшее участие и в судьбе детей К.П.Савицкого, погибшего в авиационной катастрофе в 1914 г.». В годы первой мировой войны в усадебном доме был оборудован госпиталь.

В 1918 г. усадьба в Малом Ивановском была национализирована. Но судьба её после национализации сложилась трагически. Вот как об этом писал Нефёдов: «Однако, время оказалось немилосердно к усадьбе потомков великого поэта. В конце 1930-х – начале 1940-х гг. главный дом не раз горел. Во время военного лихолетья, как свидетельствуют очевидцы, в конце 1941 – начале 1942 гг., все деревянные постройки усадьбы по решению колхозников разобрали на дрова…Однако название усадьбы – «Пушкино», или «Пушкинская гора», долгие годы бытовавшее среди здешних жителей, сохранилось и употребляется по сей день, правда, теперь просто применительно к местности».
Ирина СЛИВКА,
заслуженный работник культуры МО,
научный сотрудник Музея истории г.Бронниц
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий