Михаил Сульдин: "Отцовский пример всегда значит много…"
0
11.04.2025
343
Накануне нашего ежегодного подмосковного праздника – Дня труда, есть повод воздать заслуженные почести тем, кто умеет хорошо работать, кто знает и любит своё дело. Но особого уважения в связи с этим достойны основатели и продолжатели профессиональных семейных династий, все те, кто способен воспитывать правильное отношение к труду и у своих детей, и у своих внуков. Такими людьми и их потомством по праву гордятся многие производственные, образовательные, научные и другие коллективы нашего городского округа. В этом номере газеты речь пойдёт о ставших уже коренными жителями, бронничанах СУЛЬДИНЫХ – представителях трех поколений автомобилистов 21 НИИИ ВАТ. По просьбе корреспондента «БН» о своём отце, о себе и сыне, о родоначальнике и сегодняшних продолжателях семейного дела рассказывает ветеран труда и Вооруженных Сил СССР и РФ, полковник в отставке Михаил Борисович СУЛЬДИН.
- Многолетняя автомобильная специализация нашего рода началась с отца Бориса Федоровича, – говорит мой собеседник. – Он родился 28 апреля 1924 года (в нынешнем – ему был бы уже 101 год) в селе Парадеево Козловского района Мордовской АССР. С малых лет папа, благодаря правильному семейному воспитанию, приобщился к книгам, приобрел немалый задел знаний предметов начальной школы. И при этом, сам был очень развитым и любознательным ребенком. За проявленные способности и отличную успеваемость его уже после первого класса сразу перевели в третий. Поэтому папа, можно сказать досрочно, окончил среднюю школу в военном 1941 году. Его,17-летнего на фронт тогда не призвали, а он как выпускник, получивший школьный диплом с отличием, имел право поступать в любой вуз страны без экзаменов. Отец решил воспользоваться такой возможностью и был зачислен на учёбу в Казанский государственный университет, на физико-математический факультет. Но уже в следующем, 1942 году, городской военкомат призывает студента-первокурсника Сульдина в действующую Красную Армию. Причем, его, как образованного призывника-студента сразу же отправляют на офицерские артиллерийские курсы…
А затем последовал армейский этап биографии тогдашнего юного курсанта. Но в ходе него (так уж получилось в силу объективных причин) сразу же поменялась и сама специализация будущего офицера. Его направили на автомобильные курсы. А после их окончания, уже в 1943 году, новоиспеченного 19-летнего техника-лейтенанта Сульдина определили в состав 181-го медико-санитарного батальона 6-й армии Воронежского, затем – 1-го Украинского фронтов. И там, во фронтовом медсанбате, вступив в должность командира автомобильного взвода, а затем и всей батальонной автослужбы, будущий основатель династии, принимал участие во многих боевых действиях. Как изложено в Книге Памяти «Солдаты Победы города Бронницы», он вместе со своим подразделением стал участником крупнейших сражений Великой Отечественной войны: Львовско-Сандомирской наступательной операции (июль-август 1944 г.) и Висло-Одерской операции (январь-февраль 1945 г.). А после участвовал в штурме и освобождении г.Бреслау (май 1945 г.). Вот как сам Борис Федорович, уже будучи ветераном и проживая в нашем городе, описывал один из эпизодов своей фронтовой службы в своих послевоенных воспоминаниях.
«Наш взвод был небольшой, всего пятнадцать шоферов, – писал он. – Когда я туда пришел, у большинства из них на груди уже сверкали боевые награды. Все они были классные водители… Помню в г.Бреслау шли ожесточенные уличные бои, а в нашем батальонном автохозяйстве остро не хватало нужных запчастей. Я и двое шоферов из нашего взвода получили задание – найти подходящую резину с разбитых немецких автомобилей или прицепов, а если повезет, то и аккумулятор. Мы долго бродили по передовой, которая выглядела очень просто: одна сторона улицы – наша, а на другой – враг. Ненадолго задержались у позиции нашего 45-миллиметрового орудия. Четверо артиллеристов выдвигали его к пролому в стене дома, открывали огонь, а потом откатывали назад. Пятый в расчете – молодой солдат был только что убит, он лежал рядом под шинелью... Артиллеристы нам подсказали, что на перекрестке стоит немецкая машина. Но место открытое и подобраться трудно. И всё-таки во время небольшой паузы нам удалось добежать до брошенного автомобиля и немного его откатить в свою сторону. Это был «Форд-8». Но не я, тогда еще молодой техник, а наши шоферы-асы сумели быстро завести мотор. Однако, гитлеровцы в последний момент нас заметили и стали обстреливать… Но водитель самообладания не потерял, рванул с места и вывел машину из-под обстрела. Наш командир был так рад этому трофею, что обещал всех представить к награде. И слово своё сдержал, а машина еще долго нам служила…»
А уже после победных залпов в столице поверженной Германии, завершивших основные боевые действия, молодого лейтенанта оставляют дослуживать в автомобильной роте при военном коменданте г.Берлина. Там он вместе со всем личным составом роты занимался перегоном трофейных германских автомашин и другой техники на Украину. А в дальнейшем офицер-автомобилист принимал участие в обеспечении повседневной деятельности Международного военного трибунала в г.Нюрнберге, который проходил с ноября 1945 года по октябрь 1946 года. Волею судьбы ему довелось внести свой вклад в это поистине историческое событие, в ходе которого главари фашистского рейха получили заслуженное наказание. А в общей сложности, оставленный в кадрах Советской Армии техник-лейтенант Сульдин находился в побежденной гитлеровской Германии до 1947 года, выполняя ответственные задания командования. За свои военные и послевоенные заслуги он был награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, также получил две благодарности Верховного Главнокомандующего. А уже в дальнейшем как ветеран войны был удостоен ордена Великой Отечественной войны II степени.
Но даже пройдя суровые фронтовые испытания и многое пережив, тогда ещё совсем молодой парень не утратил своего давнего и непроходящего влечения к знаниям, к высшему образованию, к получению достойной военной профессии. В ходе армейской службы он постоянно готовился к дальнейшей учебе, настойчиво занимался самообразованием, читал много самой различной технической литературы, особенно по уже определившемуся для него автомобильному профилю. В 1949 году целеустремленный Борис поступает на учёбу в Ленинградскую Военную академию тыла и транспорта и через пять лет с отличием её завершает. А после этого его направляют по распределению продолжать свою офицерскую службу на Бронницком испытательном полигоне. В наш город он приезжает уже вполне самостоятельным семейным человеком с маленькой дочерью. А его супруга – Лидия Васильевна – учительница английского языка, а в последующем – завуч бронницкой школы № 10 (ныне №2) становится его верной спутницей и надежным домашним тылом на многие последующие годы. В Бронницах, где офицерская семья обустраивается и со временем получает жилье, начинается самый продолжительный этап службы и трудовой деятельности основателя династии. Инженер-испытатель, майор Сульдин после объединения полигона и института переходит в 21 НИИИ ВАТ.
Здесь Борис Федорович продолжил свою офицерскую службу в 12-м отделе института и занимался испытанием различного военного оборудования на трассе и его ремонтом в подвижных автомастерских. В этом коллективе он не только добросовестно работает, выполняет все задания командования, но постепенно собирает необходимый материал для подготовки своей кандидатской диссертации. Её содержание было напрямую связано с актуальной для любой армии темой оперативного ремонта вышедшей из строя техники в полевых условиях. В дальнейшем Сульдин-старший свою исследовательскую работу успешно защитил и стал полноценным научным сотрудником, кандидатом технических наук. А ещё родоначальнику профессиональной семейной династии в конце советских 50-х годов довелось принимать непосредственное участие в испытаниях автомобильной техники в экстремальных условиях на Семипалатинском ядерном полигоне. Последние годы своей службы в институте активный и деятельный Борис Федорович успешно справлялся с должностью заместителя начальника научного отдела 21 НИИИ. Демобилизовался он в 1984 году в звании полковника, но свою работу в институте продолжал до тех пор, пока были силы.
А между тем, к тому времени в семье Сульдиных уже давно стал взрослым, самостоятельным человеком и кадровым офицером сын ветерана – Михаил Борисович. Он появился на свет в 1958 году и вырос в нашем городе. Здесь успешно окончил школу №3 (ныне Лицей), а дальше, как нетрудно догадаться, уверенно пошел по стопам отца. Собственно, у многих бронницких ребятишек из семей автомобилистов даже детское влечение к военной технике было особым – осознанным. Ведь для их отцов – это стало привычным, ежедневным делом... Ещё со школьных лет Миша, родившийся через четыре года после того, как семья переехала в Бронницы, любил, когда отец брал его с собой на испытательный полигон. Уже тогда он впервые начал понимать то, как важны для любого человека любимая работа, дружная семья и надежные друзья. У его авторитетного отца Бориса Сульдина, который отдал военной службе многие десятилетия своей жизни, пройдя почти все ступени оборонного учреждения, было и первое, и второе, и третье. И быстро повзрослевший сын стремился с малых лет во всем походить на своего родителя.
- Помню, я ещё мальчишкой всегда с интересом слушал отцовские рассказы, – говорит Михаил Борисович. – И, словно бы вместе с ним, участвовал в многокилометровых перегонах, уверенно вёл новые машины через бескрайнюю тайгу и непролазные топи, был на Семипалатинском ядерном полигоне... Взрослея, я стал понимать, что военная служба – это не только блестящие погоны и всеобщее уважение, но и требовательные приказы военных начальников, от которых нельзя просто отмахнуться. А ещё офицерская служба – это тяжелый каждодневный труд. Но выбор профессии, как и любовь к технике, был у меня осознанным. Ведь отцовский пример всегда значит много… У меня всё и начиналось с его слов, а ещё – с уроков школьных педагогов, прошедших войну и учивших любить Родину, с тогдашних занятий по начальной военной подготовке... С тех пор прошли десятилетия, а я до мельчайших деталей помню с каким увлечением я и мои одноклассники таскали на носилках землю, обустраивая школьный тир под руководством нашего в то время деятельного и неутомимого военрука, А.А.Сыроежкина... С минувшими десятилетиями изменилось очень многое, моих учителей и наставников давно уже нет. А вот память, полученные от них знания и убеждения остались…
В военные училища мальчишки из бронницких офицерских семей поступали, можно сказать, всем двором. И профиль зачастую выбирали тоже отцовский. Михаил окончил Рязанское автомобильное училище в 1980 году с отличием. Но в коллектив 21-го НИИИ попал не сразу. Прежде были офицерская служба в Прикарпатском военном округе, первая армейская должность командира учебного взвода в автомобильном батальоне. Затем – первое повышение и назначение начальником автомобильной службы отдельного ракетного дивизиона. В это время молодой лейтенант нашел свою половину – дочь военнослужащего Ларису, которая стала без упреков делить с ним тяготы не обустроенного офицерского быта до самых последних своих дней. В Ленинграде у молодой пары родилась дочка-первенец – Людмила. К слову, Лариса Витальевна первой поддержала мужа, когда у него появилось осознанное стремление – соединить армейскую службу с научной работой. Поступив, как и отец, в Ленинградскую военную академию тыла и транспорта, достойно проявив себя в учёбе, он вскоре был включен в состав специальной исследовательской группы, которая набиралась из числа офицеров-курсантов, уже имеющих опыт службы в автомобильных подразделениях.
В 1984 году Михаил Сульдин, в числе лучших выпускников исследовательского отделения академии, был по распределению направлен в подмосковные Бронницы. Он попал в местный 21-й оборонный институт как раз в год его тридцатилетия. Уже тогда это был признанный научно-исследовательский и испытательный центр страны, где занимались перспективными разработками военной автомобильной техники. В этот же год его отец, Борис Сульдин, которому исполнилось ровно 60 лет, отслужив положенный срок, увольнялся в запас. Финишный виток одной офицерской судьбы, завершаясь, переходил в другую: сын на своем месте продолжил многолетнее дело своего родителя. Михаил Борисович пришел в лабораторию автоматизации управления автомобильной службой. В начале 80-х уже были свои отечественные электронно-вычислительные машины (ЭВМ) первого поколения. Они представляли собой большие железные шкафы с “начинкой” из огромного количества щитков и проводов, карточек, и бумажных перфолент. Только потом уже, в постсоветские 90-е годы, их сменили первые отечественные и зарубежные компьютеры...
С годами обновлялись, становились более совершенными институтские приборы и испытательное оборудование. Но задачи и само предназначение у отдела организации планирования научно-исследовательских и испытательных работ, который в дальнейшем возглавил майор Сульдин, оставалось прежними. Управленческое звено в самой мобильной армейской отрасли должно было действовать особенно оперативно, слаженно и четко. И он, как и большинство коллег, стремился во всём соответствовать этому требованию и добросовестно выполнять поставленные задачи. Вместе со всем коллективом 21 НИИИ Михаил Борисович, как и его отец-ветеран, многие годы добросовестно работал на оборону страны. Здесь, как и прежде, каждый новый этап в развитии наших Вооруженных Сил определял новые задачи всему коллективу института. Появились тяжелые артиллерийские системы – профильные отделы НИИИ стали участвовать в разработке техники для их оперативной буксировки. Потребовалось укрепить “ядерный щит” страны, создать ракетное “кольцо” вокруг столицы – бронницкие ученые и инженеры- специалисты внесли свой весомый вклад в создание тяжелых ракетоносцев, которыми оснащались мобильные дивизионы системы ПВО.
Причем, развиваясь, институт разрастался сам и год за годом строил жилье для своих сотрудников, становился одним из градообразующих предприятий Бронниц... Однако, последнее десятилетие прошедшего века и начало нового – 21-го для коллектива института стало особенно трудным. Вместе с ломкой прежней формации в прошлое уходили многолетние ориентиры и ценности, менялось само отношение к российским военным, в том числе к армейской науке, да и к самой офицерской службе. Не все сумели выдержать тяготы новых реалий. Иные из институтских специалистов, в поисках лучшей доли увольнялись из армии, безвозвратно уходили в быстро нарождающиеся в столице и Подмосковье коммерческие структуры. Михаил Сульдин, несмотря ни на что, остался в коллективе 21 НИИИ. Хотя 1996 год запомнился моему собеседнику особенно памятным и трагическим: ушел из жизни отец-наставник. Но вместе с болью утраты, в нем еще больше утвердилась правильность своего профессионального выбора. Сказались твердые убеждения, пример родителей, школьных, а затем и институтских наставников. Ведь руководителями в оборонном НИИИ у Михаила были не просто знающие специалисты, а люди, прошедшие войну, немало повидавшие на своем веку. Не в их привычках и решениях из-за временных трудностей бросать нужное, значимое дело.
- Начальником отдела организации и планирования я был назначен 2000 году, уже находясь в звании подполковника, – вспоминает Михаил Борисович. – Коллектив там был небольшой: всего десять сотрудников. Но отдел являлся своего рода штабом всего нашего института. И от меня, его руководителя, потребовались особые деловые качества. В том числе и те, о которых офицеры-управленцы советской формации даже не могли и думать. Мне пришлось серьезно взяться за маркетинг, менеджмент и другие основы предпринимательской деятельности. Я тогда хорошо понимал: прошли те привычные времена, когда мы, специалисты оборонных учреждений, всё – от карандаша до служебных машин получали “сверху”. С утверждением рыночных реалий институтского бюджета не хватало даже на самое необходимое. А потому нам, военным автомобилистам, приходилось учиться зарабатывать средства, необходимые для дальнейшего развития, самим. А если конкретнее: искать и находить партнеров и клиентов из числа российских и зарубежных производственников, специализирующихся на создании автомобильной техники, зарабатывать средства на конкретных заказах. Возможности для этого были и есть до сих пор: в 21 НИИИ, как и прежде, служат и трудятся немало лучших и передовых в нашей отрасли специалистов.
… Мой 67-летний собеседник год за годом рассказывает мне историю своей семьи. И перед его мысленным взором, словно на экране, оживают знакомые лица, движется техника 60-х, 70-х, 90-х, и первых десятилетий нового века. Проходят, словно на военном параде современные вездеходы и тягачи. И вместе с ними будто прокручивается перед глазами немалая часть трудовой биографии. Его и отцовской. Их общий стаж в НИИИ насчитывает без малого целый век. И Михаил Сульдин по праву гордиться тем, что здесь в научных лабораториях, на испытательных трассах и стендах, как и прежде, вершится завтрашний день российской армии, надежно испытываются её «колеса». Причем проекты у них не только армейские: выходит отсюда и техника, и оборудование двойного применения – для “гражданки” и военных. Как и десятилетия назад, от институтских ворот начинают свои первые километры в большую жизнь зачехленные брезентом, опытные образцы. В них – повседневный труд ученых, конструкторов, испытателей и производственников, добросовестная служба солдат и офицеров. Все знают и про гражданскую сторону деятельности института: ежегодные показательные испытания, салоны техники, в которых участвует немало разработок Бронницкого оборонного НИИИ. Добавлю, что немало из того, что делается силами этого коллектива находит своё применение и в ходе СВО.
Вполне закономерно, что следом за Михаилом Борисовичем вступил на проторенную дедом и отцом тропу и представитель третьего поколения бронницких автомобилистов Константин Михайлович Сульдин. Он, как и отец, – коренной бронничанин, родился в 1985 году в нашем городе, окончил «красную» школу №1, потом местный филиал Московского автодорожного университета. Поначалу поработав немного в столице, молодой инженер в 2009 году, конечно, не без влияния отца, пришел на работу в 21 НИИИ. И с того времени вот уже более полутора десятилетий трудится в институтском коллективе. В настоящее время продолжатель семейной династии Сульдиных участвует в испытаниях различных видов новой автомобильной техники и занимается их метрологическим обеспечением. Как и все мужчины в их роду, Константин, пройдя обучение на военной кафедре Бронницкого МАДИ, получил звание офицера запаса, принял военную присягу. Но, несмотря на предложения своих наставников, всё же выбрал не армейскую службу, а гражданский профиль работы. Он с полной отдачей трудится в должности научного сотрудника, о нём хорошо отзываются его руководители и коллеги. И, надо полагать, все главные профессиональные достижения у него пока ещё впереди. Но несомненно одно: Константин будет стремится трудиться так, чтобы быть достойным памяти своего деда, чтобы работающему рядом отцу не было за него стыдно… Пройдут годы и вполне может быть, что и его дети, когда вырастут, станут автомобилистами. И тогда, хочется верить, что не прервется эта бронницкая династия офицеров-автомобилистов, что она будет продолжаться в будущих поколениях. Ведь из таких, обычных на первый взгляд семейных судеб и складывается биография оборонного института, нашего города и всей страны.
Что же касается нашего основного рассказчика, то он, проработав в коллективе института уже более четырех с лишним десятилетий, никогда не жалел о выборе жизненного пути. Он брал пример со своего отца-фронтовика и делал всё, что ему поручали, на совесть. За свои заслуги Михаил Борисович был удостоен Благодарности Президента РФ, не однократно награждался медалями Министерства обороны и Благодарностями Главного автобронетанкового управления МО РФ. А еще мой собеседник, служа и работая в 21 НИИИ, сам очень многому научился и очень многое узнал. Он гордится тем, что вместе с ним трудились и трудятся инженеры и ученые, которые в сфере военной автомобильной техники являются специалистами высшей категории. Он может назвать не один десяток имен своих коллег, чьи разработки стали новым шагом в развитии военной автомобильной отрасли. Это создатели направлений и школ, руководители коллективов, воспитатели молодой смены.
Среди них особого почета достойны заслуженные ветераны института, стоявшие у истоков его создания, проработавшие в коллективе 57 и более лет, и в настоящее время находящиеся в строю. Это Виктор Семенович Устименко, Геннадий Степанович Бархатов и Виолетта Петровна Усольцева. Многих из тех, кто начинал вместе с ними, уже, к сожалению, нет на этом свете… Но очень хочется верить, что их имена в дальнейшем не раз с благодарностью вспомнят молодые коллеги-автомобилисты, а, возможно, и их наследники из следующего века.
А сегодня отставному полковнику Михаилу Борисовичу Сульдину, который и по достижении пенсионного возраста добросовестно трудится инженером в 21 НИИИ, его сыну Константину Михайловичу Сульдину, который вместе с отцом достойно продолжает общее семейное дело, как и всем представителям офицерских династий института и всем ветеранам, хочется просто высказать заслуженные слова благодарности. За добросовестный труд, за преданность профессии автомобилиста, за службу и работу на благо нашей Родины.
Валерий ДЕМИН
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий