ПОЧЕТНЫЙ МЕТРОПОЛИТЕНОВЕЦ ИЗ БРОННИЦ
0
1799
Любой бронничанин, пользующийся столичным метро, может оказаться в именном электропоезде «Курская дуга», который был запущен на Сокольнической линии в честь 60­летия исторической Курской битвы. А внутри состава, на стене одного из вагонов, каждый может увидеть очень интересную информацию о жителе нашего города, участнике Великой Отечественной войны, ветеране Вооруженных Сил, почетном метрополитеновце Петре Сергеевиче ВИНОГРАДОВЕ. 
Дело в том, что наш земляк воевал на легендарном бронепоезде «Московский метрополитен». Его короткая, но героическая история такова. 21 марта 1943 года коллектив метрополитеновцев вручил воинам Красной Армии этот бронесостав. На его строительство в январе­феврале этого же года работники метро собрали 745 тысяч советских рублей. Лучшие специалисты приняли участие и в комплектации боевого поезда, смонтировали там устройства связи. А 58 работников первого советского метро защищали Родину в числе других воинов стальной крепости. Перед отправкой в действующую армию членам экипажа бронепоезда были вручены удостоверения почетных метрополитеновцев. В составе дивизиона бронепоезд отбыл на Воронежский фронт и героически сражался на первом, самом трудном этапе Курской битвы. 
На передовой даже у тех, кто защищен броней, бывает очень короткая жизнь. В свой последний неравный бой «Московский метрополитен» вступил в ночь на 5 июля 1943 года, сдерживая натиск группы войск СС «Кампф», рвущейся к Прохоровке. Он принял на себя удар целой армады фашистских танков и авиации. Только за три дня боев личный состав бронепоезда метким артиллерийским огнем сбил 4 самолета, подбил и уничтожил 6 тяжелых танков и самоходных установок, подавил огонь десятка минометных батарей, уничтожил большое количество живой силы и техники врага.
Когда состав получил тяжелые повреждения, израсходовал все вооружение до последнего снаряда, командир бронепоезда принял решение ­совершить подрыв его материальной части. Это случилось в районе станции Сажное Юго­Восточной железной дороги. Тяжело раненные, измотанные длительным боем воины – члены экипажа отошли в тыл. Наводчик башенного орудия, старший сержант Петр Виноградов – один из немногих, чудом выживших в этом роковом сражении. 
Появления через 60 лет, в 2003 году, именного поезда метро «Курская дуга» напрямую связано с участием воинов­метрополитеновцев в этой исторической битве. Внешнее отличие этого поезда от обычных составов в том, что на семи вагонах есть надписи «Курская дуга» с георгиевскими лентами, изображения орденов «Отечественной война» и «Красная Звезда» – этих наград удостоены участники того последнего боя. На головных вагонах смонтированы памятные таблички из металла. А внутри салонов расклеены материалы об истории бронепоезда «Московский метрополитен». С плакатов к пассажирам обращаются бойцы – комиссар, командиры бронеплощадок, командир орудия, старший связист, путейский рабочий. 
«Курская дуга» трудится в метро наравне с обычными поездами. Готовый к работе именной состав выходит к пассажирам Сокольнической линии из электродепо «Северное». Отсюда почти семь с половиной десятилетий назад начал свой путь к подвигу «Московский метрополитен» – боевой «собрат» нынешнего мирного электропоезда. 
Внешнее оформление и содержание экспозиции на именном пассажирском электропоезде обновлено в мае 2014 года: добавлены новые интересные материалы в салонах вагонов, заменены плакаты. Таким образом, после последних обновлений в салоне одного из вагонов столичного метро появился текст статьи с фронтовой фотографией бронницкого ветерана. Эта статья, кстати говоря, впервые была опубликована в «Бронницких новостях» в 2005 году и размещена на городском сайте. 
В январе П.С.Виноградову исполнилось 96 лет. Возрастные недуги берут свое: ему уже трудно покидать стены своей квартиры и участвовать в общественной жизни. Понимая это, представители Московского метрополитена недавно сами приехали в Бронницы, чтобы встретиться с Петром Сергеевичем. Они хотели из уст, пожалуй, единственного дожившего до наших дней члена экипажа «Московского метрополитена» услышать достоверный рассказ о боевом пути бронепоезда­легенды. Один из авторов дизайна материала о нашем земляке, размещенных в именном поезде, Михаил Шульга, выразив искреннюю благодарность от имени метрополитеновцев, вручил бронницкому ветерану оформленные в красивых рамках фотоизображения «Курской дуги», с обновленной экспозицией и плакатом о его участии в Курской битве. 
Валерий ДЕМИН
Фото Максима РУБЛЕВА
 
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий