ПРЕОДОЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ СПОРТ
0
1886
Как лишившись ноги, не потерять себя
Компания неугомонных мальчишек обычно играла во дворе своего дома на Строительной улице. Но в тот роковой день они все вместе решили пойти на старую, заброшенную стройку. Обычный, на первый взгляд, детский поступок привел к трагедии, которая кардинально изменила жизнь 11-летнего жителя Бронниц – Юрия ЗАХАРОВА. Много лет спустя он подробно рассказал корреспонденту “БН” о том, что случилось с ним, тогда еще школьником. А самое главное – дал обоснованный ответ на очень важный для многих вопрос: как, вдруг став безногим инвалидом, не потерять веру в свои силы? Как занятия спортом могут помочь остаться активным и целеустремленным человеком даже после, казалось бы, непоправимой беды?

- Трагедия произошла со мной в самый длинный летний день – 22 июня. Для нас это было беззаботное время, когда мы много гуляли во дворе, играли на детской площадке. Помню, вместе с друзьями-ровесниками вдруг решили забраться на старую, заброшенную стройку, которая была расположена недалеко от нашего дома. Нам было по 11 лет. Всех тянуло на приключения, хотелось где-то полазить, забраться на какое-нибудь высокое здание... То место, куда мы пришли, как раз и представляло собой полуразрушенное кирпичное строение примерно трехметровой высоты. Нам удалось забраться на крышу, где мы нашли крепкие палки и начали по глупости ломать одну из стен.

Не могу сказать, зачем и почему мы это делали. Я и мой друг забрались на самый верх здания, а третий участник нашей компании остался внизу. Мы настойчиво пытались палками расковырять и разрушить старую кирпичную кладку, не задумываясь при этом о возможных последствиях… А между тем, бетонные плиты перекрытия едва держались на обветшавших стенах верхнего этажа. Помню, мой друг снизу громко позвал меня снизу. Я отвлекся, и уже через секунду одна из плит, пошатнувшись, вместе с кладкой с шумом вдруг обрушилась на нас... Меня что-то сильно ударило по ногам и навалилось сверху. Я упал и потерял сознание, а после уже ничего не помнил...

Когда через какое-то время очнулся, то даже не сразу сообразил, что произошло. Помню только ощущение скованности, тяжести в голове и звон в ушах... Осознав, что меня чем-то придавило, я первым делом попытался выбраться из-под завала. Сначала вытащил свою левую ногу, а дальше с ужасом увидел свою сильно изуродованную правую. Это было страшное зрелище... Хотя первое время я даже не чувствовал боли. У меня, наверное, был шок… Попросил нашего третьего друга, который остался внизу, чтобы он быстро бежал за родителями. Ведь рядом находился второй мой друг, и его нога тоже была полностью придавлена плитой.

Я старался как-то успокоить его и самому не поддаваться панике. Но со временем боль стала невыносимой, и я начал кричать и громко звать на помощь. Когда наш друг, который не пострадал, вернулся и привел с собой взрослых, ко мне сразу подошла мама. Я просил ее не смотреть на то, что осталось от моей ноги и, как мог, прикрывал это кровавое месиво руками... Потом около нас начал собираться народ, вызвали спасателей МЧС, бригаду скорой помощи, достали лестницу, чтобы подняться наверх, стали нас вытаскивать из-под обломков и снимать вниз.

Медики сразу сделали мне укол с обезболивающим и спустили с верхнего этажа первым. Главный вопрос, который я им задавал: останусь ли я после такой травмы с ногой. Врачи заверили, что всё будет хорошо… Затем меня на машине скорой помощи повезли в Раменскую больницу. По дороге туда я все время хотел пить и просил дать мне воды. Но врачи объяснили, что в моей ситуации лучше не пить, иначе может стать хуже. В итоге я все равно не выдержал и снова попросил воды, мне дали смоченную ваточку…

В больнице меня в первую очередь повезли делать рентген-снимок ноги. В то время мне было невыносимо больно… В какой-то момент я опять потерял сознание. Первый раз я очнулся в реанимации, а во второй раз – уже в палате московской больницы. Как мне позже сказали: целых две недели я находился в искусственной коме. Потом первые несколько дней я бредил, мне снились сны, словно наяву. Голова соображала плохо, я даже не понимал, почему нахожусь в больнице, и свою уже ампутированную ногу на тот момент еще чувствовал.

Потом ко мне в палату пришла психолог Екатерина, которая начала беседовать со мной на разные темы. Я до последнего не понимал, зачем она это делает, ведь чувствовал себя уже лучше. В какой-то момент от неё прозвучала фраза, что у меня нет ноги, на что я возмутился. Мне подняли одеяло, и тогда я впервые увидел только одну туго перебинтованную ногу. Второй ноги не было! У меня сразу началась истерика, слезы, я кричал, что этого не может быть, что не хочу быть инвалидом. Помню, мама тоже начала плакать, даже вышла из палаты. Именно тот роковой момент разделил мою жизнь на до и после.

Полностью осознав случившееся, я думал, что моя жизнь на этом закончилась. Представлял, что теперь мне предстоит ездить в инвалидном кресле и никому не буду нужен. Меня очень долго не покидало чувство, словно произошедшее со мной – это просто какой-то кошмарный сон! Вот сейчас я проснусь дома, и эти ужас и боль сразу прекратятся. Я очень жалел о том, что нельзя угадать или узнать заранее, когда с тобой может произойти что-то страшное и непоправимое... Думаешь, все будет хорошо, ничего не случится, все обойдется, но в этот раз не обошлось…

Сегодня, спустя годы, хочу сказать огромное спасибо психологу Екатерине за ее полезную работу и нужную поддержку. Если честно, то каждый раз, когда она приходила и разговаривала со мной, это было для меня каким-то успокоением. Я откровенно делился с ней своими переживаниями, жаловался на боль, она рассказывала мне о чем-то хорошем и всячески успокаивала. Как-то Екатерина сказала фразу о том, что, какие бы жестокие испытания не выпадали на долю человека, на этом жизнь не кончается… Надо искать в себе силы, чтобы жить дальше! А боль и физическая, и душевная, по её словам, будет беспокоить меня все меньше и меньше...

С одной стороны, я понимал, что одиннадцать лет – это только начало жизни. И то, что произошло, не должно сломать меня. Но с другой, моё будущее сильно пугало меня. Я не хотел думать о самоубийстве и, как мог, старался смириться со своей трагедией – принять её, как факт. Большая поддержка была в то время от моих друзей, особенно от родителей. Думаю, если бы этой поддержки не было, то пагубные мысли меня бы в какой-то момент настигали. Вскоре мне купили костыли. Пользуясь ими, я сначала не мог держать равновесие, всё время спотыкался. Но со временем приспособился передвигаться таким образом и делал это всё более уверенно.

Сначала я ходил с костылями, а после мне сделали ножной протез. В школу я с ним пришел в середине 5-го класса. Первое время после произошедшего у меня было дистанционное обучение. Но мне это быстро наскучило, и я попросил маму поговорить с директором школы, чтобы меня перевели обратно на очное обучение. Многие поначалу интересовались, почему я хожу с костылями. Но через некоторое время такие вопросы прекратились. Сейчас ношу протез: у меня 42-й размер собственной ноги, а у протеза – 43-й.

Обычно я на этой разнице не зацикливаюсь и когда ставлю ноги вместе в обуви, то особой разницы не вижу. Со временем, когда нога растет, его можно увеличить, а высота регулируется с помощью трубки, зажатой в хомуте. Когда трубка уже не позволяет делать протез выше, приходится ехать к протезисту и подбирать новый. Причем, это надо делать независимо от того, какой у тебя протез – электронный, бионический, гидравлический… Многие думают, что он работает автономно, но нет. Оставшейся конечностью я делаю импульс, протез сгибается, и получается ходьба.

Иногда у меня бывают ощущения того, что моя нога на месте и даёт о себе знать. Подчас даже болит… Мозг не осознает, что нет конечности, и посылает импульс. На это влияют погодные условия и давление. Чаще всего среди ночи я просыпаюсь и чувствую, что пятка отсутствующей ноги начинает чесаться. Но ведь я знаю, что ее нет, почесать не могу, а она с каждой минутой чешется все сильнее и сильнее. Со временем вдруг начал осознавать, что забота, которой меня так окружили, начинает раздражать. Мне казалось, что эта опека делает меня слабым. А в таких ситуациях нельзя себя жалеть.

Летом мне особенно нравится ходить в шортах, чтобы люди понимали, что у мня протез, и не смотрели косо на то, как я хромаю. Как-то шел прямиком через детскую площадку, и ко мне подбежал мальчик со словами: “Мама, смотри, робот!”. У меня нашлось время подойти к нему и по-своему объяснить ему свой необычный вид. Я сказал, что снимался в известном всем фильме “Трансформеры”, где показывали инопланетные роботообразные машины... К слову, таких ситуаций в моей жизни бывает немало. И я отношусь к этому совершенно спокойно и даже подшучиваю над своим новым видом.

Но самое главное, что больше всего помогло мне остаться самим собой, это занятия гребным спортом. К нему я приобщился, когда мне не было еще девяти лет, за три года до случившегося. На греблю меня привел друг, который постоянно хвастался, что зимой ходит в бассейн на Горке. Мне тоже захотелось плавать и заниматься греблей. Начал ходить в спортшколу, усиленно занимался... И даже когда остался без ноги, долго переживал о том, как теперь быть с занятиями? Но что важно: именно привычка вести подвижный образ жизни и придала мне силы преодолеть случившееся.

На сегодняшний день я в спорте уже семь лет. И даже есть достижения. Первая моя медаль была получена на наших городских соревнованиях. То чувство, когда стоишь на пьедестале и на тебя смотрит толпа людей, невозможно сравнить ни с чем. Ради этих эмоций я и занимаюсь спортом… Как известно, в гребле ты должен работать всеми мышцами, особенно ногами. А у меня задействована лишь одна нога. В большей степени я работаю верхом, считай, что только рулю. Моим сверстникам, конечно, проще справляться с лодкой. Часто задумываюсь, что если бы у меня была вторая нога, то, может, я добивался бы еще более весомых результатов...

Уже третий год подряд я езжу на параолипиаду в Москву, на гребной канал в Крылатском. Состязаюсь с такими же, как я, спортсменами. В этом году скачал себе на смартфон много мотивирующей музыки, готовился к старту не только физически, но и морально… А когда настал день состязаний, мы рванули вперед… Помню, гребу изо всех сил и отчетливо вижу, что ни справа, ни слева у меня нет соперников. Только один лидирующий гребец впереди... Мысль, что я иду в тройке на таких крупных соревнованиях, придавала силы.

Мне тогда очень хотелось во что бы то ни стало прийти на финиш в числе лидеров. Хотя бы вторым… И я горжусь, что добился этого. Эмоции переполняли, с трибун на меня смотрели мама, сестра и подруга. Помню, и по телевизору шла онлайн-трансляция этих соревнований… И вот я стою на пьедестале, рядом – взрослые, крепкие мужики и с ними я, шестнадцатилетний пацан, занявший второе место. Дистанцию в 200 метров я преодолел за 44 секунды. За эти решающие секунды я стал еще более сильным и уверенным в себе, чем прежде!

После окончания школы я поступил в Раменский авиационный техникум им.В.А.Казакова и сейчас учусь там. В будущем стану мастером по ремонту авиационных машин. Когда получу диплом, планирую продолжить обучение и выучиться на инженера-авиастроителя. С детства меня тянет к крупногабаритным и особенно, крылатым машинам. Это направление перспективное, ведь авиация не стоит на месте.

Оглядываясь назад на произошедшее со мной и оценивая теперь свои физические возможности, я сознаю, что даже с одной ногой в принципе могу делать многое. Единственное, что дается с трудом – это бег. Но есть уверенность: со временем преодолею и это. А еще через уже прожитые годы я воспринимаю случившееся со мной, как необходимый жизненный урок. Конечно, до сих пор чувствую свою вину за детскую беспечность и безрассудство… Но сегодня, многое пережив, я уже стал таким, какой есть.

Продолжаю полноценно жить и развиваться дальше, хорошо учиться, делать тот максимум, который в моих силах. Родители и близкие поддерживают меня во всех добрых начинаниях. Собственно, благодаря им и активным занятиям спортом, я смог пережить потерю ноги и инвалидность. Теперь я начал на многие вещи смотреть по-другому и быть на шаг впереди от своей неуверенности и сомнений. Ведь люди спорта, с которыми я постоянно общаюсь и соревнуюсь, стремятся, невзирая на проблемы и трудности, идти только вперед. И они всякий раз добиваются того, чтобы каждый прожитый день стал еще одним достижением и победой над собой.
Мария ЧЕРНЫШОВА
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий