Вера ШЕСТАКОВА - защитница Советского Заполярья
0
4294
Отмечая 8 Марта и поздравляя наших женщин, мы нередко вспоминаем добрым словом и тех представительниц прекрасного пола, которых сегодня уже нет рядом с нами. Но они остаются в нашей общей памяти, благодаря своим славным делам, своему добросовестному труду и участию в защите Отечества. Особой благодарности заслуживают наши землячки – участницы Великой Отечественной войны. Немало бронницких женщин наравне с мужчинами воевали на многих фронтах, вместе со всем народом отстояли нашу страну. А после многие годы успешно работали на благо общества, растили детей, достойно выполняли все свои гражданские обязанности. Одна из представительниц военного поколения, о которой есть повод подробно рассказать, – Вера Львовна ШЕСТАКОВА (до замужества Сидорова).
Начну с того, что защитница Советского Заполярья, которой в минувшем году исполнилось бы 100 лет, – коренная жительница наших мест. Она появилась на свет 30 сентября 1922 года в деревне Петровская, (именно «Петровская», так записано в метрике) тогдашнего обширного Бронницкого уезда. Её отец Лев Сидорович Сидоров и мать Мария Константиновна были потомственными сельчанами и всю жизнь трудились на земле. Их крестьянскую семью по меркам нашего века вполне можно назвать многодетной: у самой старшей в семье Веры были трое сестер и один брат. При этом, часть потомства, как это нередко случалось в то суровое время, умерла в младенчестве. На постоянное жительство в Бронницы Сидоровы перебрались в конце 20-х годов. Чтобы семья могла прокормиться, отцу и матери приходилось много работать. А когда главу семьи призвали в действующую армию, старшим в семье пришлось рано повзрослеть и во всем помогать матери.
– Насколько я помню, мама была самой старшей в семье, – рассказывает автору этих строк дочь героини этой статьи – Лариса Львовна Потапчук (Шестакова). – Вторым родился мамин брат Николай, который, как и сама моя мать, был очень активным и самостоятельным человеком. Когда началась Великая Отечественная война, Николай следом за отцом ушел на фронт добровольцем. Воевал он в пехоте, дошел до Вены и там встретил Победу, имел боевые награды, а после войны вы­учился на инженера и многие годы трудился на одном из бронницких предприятий. А еще у моей мамы было три сестры – Тамара, Валентина и самая младшая Раиса. Каждая из них, окончив школу в Бронницах и пережив войну, по-своему прошла жизненный путь. Кто-то перебрался жить в столицу, кто-то остался с родителями и трудился в родных местах. До наших дней дожила только Раиса, которой сейчас уже более 88 лет.
Судя по воспоминаниям моей, ныне тоже уже почтенной собеседницы, её мать с первого класса училась в бронницкой «красной» школе. Уроки всегда готовила очень старательно и занималась охотно, с увлечением. Особенно любила черчение. По этому предмету у неё всегда были только отличные оценки. Да и способности к черчению она имела. К слову, Вера могла без всякой линейки, от руки, начертить идеально ровную прямую линию. До войны девушка успешно окончила школьную семилетку и, как и все молодые люди, намечала свои планы на будущее. Но вероломное нападение гитлеровской Германии на СССР резко изменило всю её дальнейшую жизнь. Как и другие активные по жизни бронничанки, она хотела защищать свою страну на фронте. С отличием окончив действующие в Бронницах курсы Красного Креста и Красного полумесяца, Вера могла выполнять обязанности медицинской сестры.
– Моя мать в то опасное для всех военное время вполне могла бы остаться в прифронтовом, но всё же сравнительно спокойном Бронницком районе, – продолжает свой рассказ Лариса Львовна. – Ведь с самых первых месяцев после нападения гитлеровской Германии на СССР здесь стали создаваться истребительные батальоны НКВД, формироваться из числа местных жителей отряды ополченцев. И во все эти формирования тогда требовались подготовленные медсестры. Но мама с упорством и настойчивостью всё-таки стремилась получить направление именно в действующую армию. Повлияло и то, что без ушедших на фронт мужчин Марии Константиновне было очень трудно прокормить детей. И мама, как самая старшая, решила позаботиться о себе сама… В мае 1942 года её направили медсестрой в одну из воинских частей Военно-Воздушных Сил Северного флота. Так, с 19-летнего возраста моя мать на своём месте стала принимать самое активное участие в защите Советского Заполярья от немецко-фашистских захватчиков.
Вот передо мной военный билет за №853168, позднее выданный В.Л.Шестаковой Приморским военным комиссариатом. Судя по записям в нем, она служила медицинской сестрой в составе 24-й авиационной базы ВВС, которая располагалась на легендарном полуострове Рыбачий. Это самое северное побережье европейской части России, расположенное в Мурманской области. В годы войны Рыбачий имел стратегически важное значение для всей страны. Ведь он преграждал германским войскам подходы к незамерзающим портам Мурманска. На полуострове находились армейские и флотские авиаподразделения, которые защищали наше северное побережье и военные корабли от пиратских налетов германской авиации. Они же надежно прикрывали легендарные северные морские караваны – транспортные и конвойные суда союзников, которые доставляли жизненно необходимые для обороны грузы. Словом, северный морской путь и его главный перевалочный пункт – остров Рыбачий – стали основной внешней транспортной артерией, по которой шло снабжение всей страны.
Конечно, медсестры, проходившие военную службу на авиабазах ВВС, не бросались в яростные атаки с автоматами и гранатами в руках, не участвовали в кровопролитных рукопашных боях. Но, тем не менее, их повседневный быт в то время был не просто очень тяжелым, но и смертельно опасным. Ведь массированные налеты гитлеровской авиации на места дислокации краснозвездных самолетов, особенно в 1942-1943 годах, были очень частыми и разрушительными. Так что бомбежки, убитые, тяжелораненые летчики и военнослужащие из персонала аэродрома были частью её военного быта. Ведь на Рыбачьем, кроме истребителей, дислоцировались сразу два полка бомбардировочной авиации, осуществлявшие прикрытие наших кораблей от вражеских подводных лодок на дальних подступах. А на западе от полуострова, на уже захваченной гитлеровцами территории, базировались две элитные германские авиаэскадрильи, которые с немецкой педантичностью бомбили и морские транспортные суда союзников, и все авиабазы Северного флота.
Даже просто само нахождение в «грозовые сороковые» в эпицентре войны на Севере, на важнейшем морском форпосте вкупе с лютым арктическим холодом, леденящими ветрами, суровым гарнизонным режимом, постоянными вражескими налетами, бомбежками и артобстрелами стали настоящим жизненным испытанием для обычной девушки из маленького подмосковного городка. «Кто не знает про остров Рыбачий, тот не знает и жизни собачьей, что наш русский солдат повидал», – строки из песни тех лет без прикрас и точно выражают условия, в которых приходилось находиться, воевать и выживать героине нашей статьи. Впрочем, не только тяготами и опасностями запомнился Вере Сидоровой давний военный период службы в Заполярье. Именно тогда и в том самом месте 20-летняя медсестра встретила своего будущего мужа – 26-летнего техника по обслуживанию самолетов той же 24-й авиабазы Льва Шестакова. Именно оттуда, из военного прошлого, берёт начало их последующая многолетняя супружеская жизнь.
Очень характерен для того советского времени и другой общий факт биографии двух этих людей: прежде чем документально оформить свои отношения они встречались не один год. И не просто встречались, а как могли поддерживали и помогали друг другу во всём. Ведь шла война, и любой из них мог тогда погибнуть от вражеской бомбежки, от ранения и других опасностей... И только в начале победного сорок пятого года они, многое пережив, твердо решили официально стать мужем и женой. Держу в руке сильно пожелтевшее от времени и уже перетершееся пополам свидетельство о браке за №9 от 3 января 1945 года. Выдано оно Архангельским отделом записи актов гражданского состояния. Уже едва различимы на бумаге дата, печать и подпись заведующего… Но этот памятный документ из середины прошлого века до сих пор хранят в семье Шестаковых. Так и свои самые сокровенные чувства, закаленные войной и суровыми полярными холодами, Вера и Лев смогли сохранить, пронести через всю свою послевоенную жизнь.
– А еще мне хочется рассказать об одном, малозначительном, но только на первый взгляд, факте из военной истории семьи моей мамы, – говорит Лариса Львовна. – Все, кто принадлежит к поколению сороковых, помнят о том, как трудно и голодно жилось тогда гражданскому населению. Практически всё продовольствие шло на фронт, в действующую армию. Людям не хватало многих, даже насущно необходимых продуктов. А у мамы, находящейся на фронте, ближе к концу войны появилась возможность что-то, отрывая от себя, посылать сюда, в Бронницы, хотя бы небольшие продуктовые посылки. К слову, мама была по-настоящему любящей заботливой дочерью для своих родителей и младших сестер. Случалось, вкладывала в свои посылки домой даже шоколад отечественного или зарубежного производства. Знала, что в городе его можно было проще обменять на куда более нужный для питания продукт – хлеб. Как мне позже рассказывали, такие вкусные фронтовые посылки из Рыбачьего очень поддерживали тогда семью Сидоровых...
Наверное, у каждого много повидавшего в жизни человека, есть немало интересных и памятных событий и эпизодов. Но военные страницы биографии, годы нелегкой службы на полуострове Рыбачий, который даже воспели в известной советской песне, для Веры Львовны всегда были по особому значимы… Бронничанка добросовестно выполняла обязанности медсестры 24-й авиационной базы Северного флота с мая 1942 года по ноябрь 1945 года. И сегодня всё связанное с этим давним временем бережно хранит её дочь. Она показывает мне стопку наградных документов на мать и на отца. По ним можно узнать об их фронтовых заслугах. Вера Львовна награждена пятью медалями и юбилейным орденом Отечественной войны II степени... В их числе медали «За оборону Советского Заполярья», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Льву Ивановичу вместе с такими же наградами за боевые заслуги и многолетнюю службу в Советской Армии были вручены медаль «За взятие Кенигсберга» и орден Красной Звезды.
Послевоенный период для Веры Львовны – это уже годы созидательного мирного труда и совместной супружеской жизни. После окончания курсов политработников её мужу присвоили офицерское звание. И он вместе с ней, демобилизованной женой, отбыл для прохождения дальнейшей службы в одну из частей Прибалтийского военного округа. Условия там были самые спартанские, но молодые, полные надежд и стремлений супруги без жалоб и нытья переносили все неудобства и лишения. Неустроенный быт, похоже, не сильно мешал их семейному счастью. В 1946 году в г.Паланга у супругов Шестаковых родилась дочка-первенец Лариса. А на месте нового назначения молодого офицера в городе Светлогорске Калининградской области в 1949 году появился на свет сын Евгений. Жена-фронтовичка стала надежным семейным тылом для кадрового офицера, ведущего активную политработу в подразделениях Краснознаменного Балтийского флота, а после в таком же качестве служившего в группе советских войск в Германии.
– Февраль 1959 года стал переломным в жизни нашей семьи, – продолжает свой рассказа Лариса Львовна. – Успешную армейскую карьеру отца прервало печально известное хрущёвское сокращение Советской Армии. Папа, в то время майор, вдруг получил строгое предписание – прибыть в штаб ВВС для получения расчёта по случаю своего... увольнения в запас. Это было неожиданное и проблемное для него и всех нас событие… А после папе, 42-летнему мужчине, основному нашему кормильцу, пришлось начинать свою гражданскую трудовую биографию, что называется с нового листа. Взвесив тогда все “за” и “против” мать с отцом совместно приняли решение: поселиться по месту прежнего постоянного маминого жительства – в Бронницах. Здесь папа пошёл работать на 38-й опытный завод, где в дальнейшем сумел проявить себя, и его избрали секретарем заводского партийного комитета. А мама стала трудиться в качестве медицинской сестры на детской молочной кухне, которая тогда имелась в нашем городе.
А с апреля 1967 года начался, пожалуй, самый значимый этап в жизни Шестаковых. Льва Ивановича избрали председателем исполкома Бронницкого Совета народных депутатов. Вчерашний заводской парторг на целых шестнадцать лет твердо встал у городского руля. О том, как он трудился на этой ответственной должности, какие серьезные преобразования при нем произошли в Бронницах, уже рассказывалось на страницах «БН». Важно добавить, что и сама Вера Львовна добросовестно трудилась на своём рабочем месте и не раз была отмечена наградами руководства Бронницкой горбольницы. А еще она по-своему, без всяких преимуществ и запросов, разделяла с мужем непростую ношу обязанностей советского «мэра». Бывали такие насыщенные рабочие дни, что Лев Иванович приходил домой только переночевать, а всем семейным бытом занималась исключительно Вера Львовна. Она поддерживала в доме идеальный порядок, заботилась о питании семьи и всегда точно знала о том, где находится тот или иной нужный супругу предмет делового или домашнего обихода. А сам Лев Иванович во всех семейных делах всегда советовался с женой и считался с её мнением.
– Конечно, в период своей напряженной руководящей работы в горисполкоме папа основную часть времени проводил именно там, встречаясь и общаясь с другими людьми, на деловых встречах, совещаниях или в разъездах, – рассказывает Лариса Львовна. – Мы с мамой и братом виделись со своим отцом только редкими вечерами. А еще помню: даже, когда он стал депутатом горсовета и руководителем исполкома, мы продолжали жить в скромном служебном домике под номером 4, расположенном в Речном переулке. Он никогда нас ничем особенным не баловал. Мы всё время жили без излишеств, так же, как и все обычные бронничане. А вот наши семейные праздники, особенно Новый год, всегда отмечали по-настоящему – всей семьей. Мама обязательно готовила разные вкусности к праздничному столу, а папа заботился о самом главном новогоднем подарке. Он привозил и ставил в одной из комнат большую живую елку – до потолка. А мы с братом старательно украшали её. И даже, когда сами стали самостоятельными взрослыми людьми, продолжали эту давнюю семейную традицию уже вместе с нашими маленькими детьми…
Несомненно и то, что Вера Львовна вполне могла гордиться своим мужем. С 1967-го по 1983-й годы он бессменно возглавлял Бронницкий горисполком, избирался в состав горсовета народных депутатов, в выборные партийные органы, был заслуженно удостоен звания почетного гражданина города. Занимая ответственную должность, её супруг вёл довольно напряженный образ жизни, часто работал без выходных и праздников. Флотская закалка, конечно, помогала быть в форме, даже разменяв седьмой десяток. Но сердце при такой нагрузке (а, бывало, и нервотрёпке) стало давать сбои. Беда в семье Шестаковых случилась в августе 1983 года. Во время отпуска на черноморском побережье у Льва Ивановича, который с детства был отличным пловцом, привычным к дальним заплывам, прямо в море остановилось сердце... Внезапная смерть главы семьи потрясла его родных, друзей, соратников. И, конечно, больше всех жену Веру Львовну, которая до конца своих дней так и не смогла оправиться от такого жестокого удара. Она умерла в январе 1995 года, и сейчас супруги Шестаковы снова вместе – на городском кладбище.
… Казалось бы, уже давно растаяли в туманной дымке времени годы жизни и военной службы героини этой статьи и её мужа на легендарном полуострове Рыбачий. Но потомство Веры Львовны и Льва Ивановича, жители XXI века, как убедился автор этих строк, помнит их, бережно хранит все фотографии, документы, семейные реликвии, посвященные тому периоду времени. В этой семье, похоже, особое отношение к прошлому, к своей родословной. К слову, представительница нынешнего поколения Шестаковых – внучка ветеранов войны и труда – Наталья Анатольевна (по мужу Масьянова) нашла сведения о своих предках, живших в прошлом веке! Меня как газетчика особенно радует, что в отдельной папке подобраны вырезки из «Бронницких новостей» на военно-исторические темы. Быть может, и этот рассказ-воспоминание о Вере Львовне Шестаковой – защитнице Советского Заполярья и замечательной советской женщине займет свое место не только в этой семейной папке, но и в благодарной памяти бронничан.
 
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий