БРОННИЦКИЙ некрополь ДЕКАБРИСТОВ
0
1502

В нынешнем году российская общественность будет отмечать 185летие со дня восстания на Сенатской площади. В преддверии славной даты в Бронницах побывали представители московской организации “Наследие декабристов”. Среди тех, кто приезжал поклониться могилам братьев Фонвизиных и И.Пущина, – потомки из рода декабристов В.Н.Лихарева – Элеонора Борисовна Лихарева, из рода В.И.Одоевского – Ирина Александровна Кондырева.

“Промозглая серость рассвета. С героев Бородина срывают и жгут эполеты, бросают в огонь ордена…” – эти известные строки о русских офицерахдекабристах, мужественных воинах, представителях знаменитых дворянских родов приходят на ум, когда стоишь у надгробий у старинного Архангельского собора, у памятниковбюстов, которые сооружены на средства горожан в центре Бронниц.

Сегодня об этих людях, живших в давно минувших веках, их заслугах перед Отечеством, мужестве, чести и благородстве, знают все, кто любит историю России. Но тем, кто представляет наследие декабристов, кто является их потомком, память о гражданском подвиге дворянреволюционеров особенна дорога.

В Бронницах свой декабристский мемориал. В этих краях прожил последние десятилетия биографии Иван Александрович Фонвизин (1789–1853 гг.). Отставной полковник, участник войны 1812 года, награжден орденом Анны II степени за участие в Бородинском сражении, орденом Владимира IV степени за взятие Лейпцига, прусским орденом за переправу через Рейн. Он – член Союза благоденствия, участник Московского съезда декабристов 1821 года. Арестован в Москве в январе 1826 года В марте того же года высочайше повелено: выслать в имение Марьино Бронницкого уезда под полицейский надзор. Надзор был снят только через 20 лет…

Здесь же у Собора памятник его старшему брату – Михаилу Александровичу Фонвизину (1787–1854 гг.). Отставному генералмайору. Участнику войны 1812 года, награжденному орденом Владимира IV степени с бантом за оборону Смоленска, орденом Анны II степени за участие в Бородинском сражении, золотой шпагой за храбрость при обороне Малоярославца, алмазными знаками ордена Анны II степени за взятие Бауцена, прусским орденом за заслуги и Кульмским крестом за участие в заграничных походах 1813–1814 годов. Он – член Союза спасения и Союза благоденствия, участник Московского заговора 1817 года, один из руководителей Московского съезда 1821 года, член Коренного совета. Арестован 9 января 1826 года в подмосковном имении Крюково. Осужден по 4му разряду: каторжные работы на 12 лет. Отбывал каторгу в Чите и Петровском заводе. В 1832 года обращен на поселение. Будучи на поселении жил в Енисейске, Красноярске и Тобольске.

Нелегкую судьбу мужадекабриста, не задумываясь, разделила его молодая жена Наталья Дмитриевна. Оставив на попечение матери двух малолетних детей, она одной из первых последовала за мужем в Сибирь. В 1853 году братьям Фонвизиным, благодаря хлопотам друзей, было разрешено вернуться на родину. К тому времени уже умерли оба их сына, и брата своего Михаил Александрович уже не застал в живых. И сам бывший узник недолго наслаждался свободой: сказалась каторга и нелегкая жизнь в Сибири. Он скончался 30 апреля 1854 года.

На могильном памятнике надпись, в которой Наталья Дмитриевна назвала мужа “генералмайором” за несколько лет до амнистии, когда им еще не были возвращены ни чины, ни звания. Наталья Фонвизина – одна из замечательных женщин своего времени, ее боготворили декабристы, местное население, которое находило у нее всегда помощь и поддержку, а для мужа была всегда ангеломхранителем.

Увековечена в камне и память о декабристе Иване Ивановиче Пущине (1798–1859 гг.). Коллежский асессор, судья Московского надворного суда, член преддекабристской организации Священная артель, в дальнейшем – Союза спасения, Союза благоденствия, Северного общества. За участие в восстании приговорен Верховным уголовным судом по 1му разряду – смертная казнь отсечением головы. Затем меру наказания изменили на 20 лет каторжных работ с последующим поселением в Сибири.

Пущин отбывал каторгу в Чите и Петровском заводе, вышел на поселение в 1839 году. Потом многие годы жил на поселении в Туринске, затем – в Ялуторовске. После амнистии 1956 года вернулся на родину, сочетался браком с Н.Фонвизиной, разделившей последние годы его нелегкой жизни. Здесь, в Марьино, им были написаны воспоминания о лицейском друге своем, Александре Сергеевиче Пушкине. Это Ивану Пущину посвятил великий поэт известные всем строки: “…Мой первый друг, мой друг бесценный… да голос мой душе твоей дарует то же утешенье, да озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней!”

…Алеют гвоздики у памятных бюстов, у старинных надгробий… Члены московской организации “Наследие декабристов”, потомки замечательных людей России приехали в нынешний юбилейный для героев Сенатской площади год к бронницкому мемориалу. Все они в разное время побывали в Сибири в местах заточения декабристов в Чите и Петровском заводе, в городах и поселках, где потом их мужественные предки жили на поселении. В Бронницах гостей принимали очень тепло. С достопримечательностями города гостей подробно ознакомила научный сотрудник музея В.Сунчелеева.

Члены общества подарили бронницкому музею материалы последней поездки в Сибирь (2008 год), материалы Ялуторовского музея декабристов о недавно найденном в Тюмени ранее неизвестном портрете Н.Д. Фонвизной. Один из старейших членов общества В.И.Поляков вручил в дар бронницкому музею свою недавно вышедшую книгу “Московский некрополь декабристов”. На ней дарственная надпись: “Примите от нас, дорогие нашему сердцу Бронницы, жители старинного городка и его администрация, наш низкий поклон за память о декабристах!”

Л.ШИПИЛОВА,

член Союза краеведов России, педагог

школы №933, г.Москвы

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий