ИСПЫТАНЫ АРКТИКОЙ
0
20.04.2017
1017
Военным автомобилистам на отечественной технике удалось совершить труднейший автономный марш от материковой части до острова Котельный. Его общая протяженность составила свыше 2000 км, а сам маршрут пролегал по льдам моря Лаптевых, бесчисленным торосам, снежным завалам. Участники марша все время находились в экстремальных климатических условиях. Испытания доказали возможность наземного обеспечения группировки войск в Котельном и позволили решить целый комплекс научноисследовательских и испытательных задач.
А как шла подготовка к этому маршу, какие цели были поставлены перед экспедицией и какие результаты достигнуты?
Любой специалист скажет, что северное и дальневосточное направления являются наиболее сложными для использования автомобильной и бронетанковой техники. Труднодоступность местности определяется малой плотностью автодорог, скальным валунногравийным грунтом, высоким залеганием грунтовых вод летом, а зимой – высоким снежным покровом, непредсказуемостью погоды, ледовой обстановки и целым рядом других экстремальных особенностей. Эти факторы ограничивают маневренность войск и обуславливают их привязанность к отдельным направлениям вдоль дорог, долин и хребтов.
Специфические природноклиматические условия Крайнего Севера определили приоритетное оснащение войск в этом регионе в основном вездеходной военноавтомобильной техникой (ВАТ) – снегоболотоходными плавающими гусеничными машинами и полноприводными автомобилями. Все они используются не только для транспортировки личного состава и военнотехнического имущества, но и в качестве базовых шасси (платформ) под монтаж различного вооружения. Нормативнотехническими документами Министерства обороны РФ на создание колесной и гусеничной ВАТ предусмотрена их эксплуатация при температуре окружающего воздуха от плюс 50 до минус 50 С по всем видам дорог и местности.
Соответствующими планами Минобороны РФ предусмотрено переоснащение соединений, дислоцированных в северных районах, перспективными военными автомобилями. Главное автобронетанковое управление Минобороны России считает, что специальные снегоболотоходные транспортные средства позволят расширить диапазон тактических возможностей, повысят боевой потенциал соединений, эффективность системы технического обслуживания и ремонта. Утвержденный «типаж ВАТ» позволил приступить к реализации этих идей на практике.
Перед военными автомобилистами была поставлена задача – восстановить систему экспедиционных испытаний в районы с экстремальными условиями эксплуатации, прежде всего находящиеся в арктической зоне. В итоге обсуждения результатов экспедиций и выполнения задач по созданию техники для Арктики на координационном научнотехническом совете заместителем министра обороны РФ было принято решение о проведении сложнейшей экспедиции в направлении «ТиксиКотельный2017». В состав экспедиции вошли более 50 человек специалистов военных научноисследовательских учреждений, органов военного управления и представителей промышленности.
В настоящее время программа испытаний ВАТ и средств ее обеспечения в сложных природноклиматических условиях Арктики выполнена в полном объеме. Поставленные цели достигнуты. Совершен автономный марш колонной снегоболотоходной техники по маршруту поселок Тикси – мыс БуорХая – мыс Святой Нос – остров Большой Ляховский – остров Малый Ляховский – остров Котельный и обратно. Также были совершены четыре контрольных пробега общей протяженностью около 800 км. В ходе испытаний температура окружающего воздуха опускалась до минус 45 градусов, а максимальная скорость ветра (при порывах) в отдельные дни достигала 35 метров в секунду. В ходе экспедиции были проведены работы по программе предварительных испытаний перспективных образцов ВАТ.
В экспедиции принимали участие современные и перспективные образцы военноавтомобильной техники, в том числе армейский снегоход А1, специальное транспортное средство на шинах сверхнизкого давления «Трэкол», двухзвенные гусеничные транспортеры ГАЗ334420, ДТ10ПМ, ДТ30ПМ. Они прошли с материковой части на островные территории РФ по ледовому покрытию арктических морей и тундровой зоне в особо тяжелых природноклиматических и дорожногрунтовых условиях. Были выявлены основные направления дальнейшего развития снегоболотоходной ВАТ в части улучшения параметров автономности, простоты и надежности, жизнеобеспечения при низких температурах, ремонтопригодности и подвижности в условиях Арктики.
Таким образом, основная цель экспедиции выполнена. Подтверждена возможность доставки воинских грузов и личного состава в отдаленные гарнизоны Севера, Сибири и Дальнего Востока в особо тяжелых климатических и дорожногрунтовых условиях.
В ходе экспедиции выполнен комплекс лабораторных и лабораторнодорожных работ. Определены дальнейшие направления развития ВАТ в части повышения автономности, повышения надежности. В настоящее время проходит глубокий анализ результатов экспедиции. По итогам будут внесены изменения в требования к снегоболотоходной технике, в методы испытаний и исследований, уточнены организационные приемы экспедиции.
Андрей КОЛТУКОВ, Светлана РАХМАНОВА
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий