“КРАЕВЕДЕНИЕ – ЭТО КРАЕЛЮБИЕ”
0
1430

 Так считает Владимир Васильевич КОСТИН – самодеятельный краевед-­энтузиаст с 25-­летним стажем. Он знаток многих исторических мест и достопримечательностей бывшего Бронницкого уезда, автор ряда серьезных исследований. Наш край, старинные усадьбы, деревни, храмы заинтересовали его с молодых лет. С годами увлечение стало настоящим жизненным призванием, которому он отдавал все свободное от основной работы время. Сам оформлял свои работы в отдельные тематические книги, иллюстрировал собственными фотоснимками... Несмотря на свои 65, пенсионер, живущий в столице, все так же верен своему делу и, часто бывая в Бронницах, как и прежде, первым делом идет в музей истории...

Родился Владимир в победном 1945-­м в д. Юсупово, учебу начал в Юрасовской начальной школе, затем – в Старниковской. А когда жил у сестры в “Совхозе”, пошел в бронницкую “красную”. После того, как перебрался в столицу, завершал среднее образование уже в вечерней школе. Как и любой мальчишка послевоенной поры, Володя со школьных лет увлекался автоделом, прикладной механикой. Но при этом уже в старших классах под влиянием своей тогдашней школьной учительницы Е.Стребко стал все больше интересоваться отечественной историей. Особенно привлекало любопытного и увлеченного парня краеведение, происхождение названий мест, где он жил, окрестных деревень, старинных усадеб, церквей, рек, лесов... Кстати сказать, в Юрасово, где Володя начал свою школьную учебу, располагалась усадьба близких родственников известного российского просветителя и книгоиздателя XVII–XVIII вв. Н.И.Новикова.

Уже в юношеском возрасте стал читать много разной исторической литературы, – вспоминает Владимир Васильевич. – Не пропал интерес к истории края и после окончания десятилетки, когда поступил на вечернее отделение Московского автомеханического института. Повзрослев, часами просиживал в библиотеках и архивах... По­своему повлияла на формирование моего мировоззрения и служба в армии, куда был призван во время учебы. Служил 3 года в полку связи в группе советских войск в ГДР. После армии окончил вуз, работал на столичных стройобъектах. Трудился добросовестно, дослужился до начальника строймонтажного управления. Впрочем, живя в Москве, я никогда не терял связи с Бронницами, многие годы сотрудничал с городским музеем истории. Среди бронничан у меня немало родственников, родители мои похоронены на Бронницком кладбище... А давнее увлечение никогда не мешало основной работе...

Часто приезжая в наш город, Костин с начала 80-­х годов прошлого века стал активно изучать все исторические места и достопримечательности бывшего Бронницкого уезда. Надо сказать, что уезд был самым большим в Московской губернии: сюда входили земли нескольких нынешних близлежащих районов... А южная часть уезда считалась краем старинной дворянской культуры. Ведь до революции 1917 г. здесь было немало усадьб, принадлежавших некогда самой родовитой части русского дворянства. Адреса своих поездок Костин, как правило, выбирал сам, и такие самодеятельные краеведческие изыскания забирали у него все свободное время и трудовые отпуска. Ездил, как нетрудно догадаться, за свой счет, истратив за прошедшие десятилетия на пригородные поезда и автобусы не одну трудовую зарплату. А до самых отдаленных сельских окраин неутомимый краевед­энтузиаст добирался обычно на самом удобном для российского провинциального бездорожья транспорте – велосипеде. Так год за годом он объехал почти всю территорию прежнего уезда...

Отправлялся в такие поездки всегда с охотой, с надеждой, – вспоминает мой собеседник. – Было интересно и познавательно. Ведь всякий раз открывал для себя что­то новое, прежде неизвестное... Особенно интересовали меня заброшенные сельские храмы, внешне неприметные церквушки с печатью веков на обветшавших стенах... Как известно, в советское время большинство из них было закрыто и никогда не ремонтировалось... Как­то отправился в сторону Рыболова, Михеева и дальше – к Марчугам. Там, помню, стояли старинные действующие даже в советское время колокольня и церковь, потом проехал еще дальше – в Константиново, где тоже был очень старый храм, но только уже в виде развалин... Нашел очень много интересного, и впечатлений было – масса... Все эти объекты я обязательно сам фотографировал и делал их подробное описание в своих дневниках. Снимал и печатал очень много, хотя профессиональным фотографом не являюсь...

Статьи по результатам своих краеведческих поездок Костин часто публиковал в районной газете “За коммунистический труд”, а позднее – и в “Бронницких новостях”. Отмечу, что в нашей газете у него вышла целая серия материалов о старинных церквях бывшего уезда, вызвавшая реальный интерес многих исследователей. Как­то к нему обратилась известный в нашем регионе автор М.Аверьянова. В то время она готовила к печати первую книгу “Край Раменский”. Самодеятельный энтузиаст согласился помочь ей в этой серьезной, кропотливой работе, и они совместно подготовили несколько статей. А в дальнейшем Костин познакомился и стал тесно сотрудничать с бронницкими историками и краеведами, часто наведывался в наш город на семинары и конференции. Его избрали в совет музея истории г.Бронницы, и он не один год активно участвовал в разработке планов исследовательской работы, сам участвовал в организации выставок, две из которых посвящены его работам.

В начале 90-­х годов Владимир Васильевич увидел в одной из московских газет объявление о том, что создается самодеятельная общественная организация “Энциклопедия российских деревень”. И, не раздумывая, принял участие в самом первом организационном заседании этого будущего Всероссийского научного и культурно­просветительского общества, а со временем внес свой личный вклад в популяризацию деятельности областного отделения общества. Поясню: в дальнейшем одноименным издательством в рамках этой серии были выпущены десятки исследовательских работ, посвященных населенным пунктам самых различных регионов России. Мой собеседник, как и многие другие краеведы, очень жалеет, что в настоящее время эта общественная организация прекратила свою деятельность.

Обобщая свои краеведческие изыскания, заметки о поездках на исторические места, Костин написал и сам издал целый ряд серьезных исследований о бывшем Бронницком уезде (всего 6 книг) с такими характерными названиями, как “По летописной волости Песочня”, “По реке Северке и ее притокам” и “Православные храмы Бронницкой земли” и другие. Отмечу, что церковная история уезда ему особенная интересна. Ведь она уходит далеко в глубь веков. Он может часами рассказывать о многих сельских храмах, их зачастую драматической судьбе. Ведь большинство из них во времена госатеизма были безжалостно разграблены и разрушены, а православные священники расстреляны в годы массовых репрессий. Жестоко пострадали в то суровое время и многие тогдашние краеведы – носители и хранители настоящей, не выхолощенной политиками­временщиками правды о своей местности.

Нынче на дворе – совсем иные времена. К краеведам власти относятся вроде бы с пониманием и поддержкой. Вот только очень жаль, что книги В.Костина (да и многих других энтузиастов) пока существуют всего в 2–3 экземплярах: поскольку средств для их издания более крупным тиражом у авторов не имеется. А ведь такие исследования могли бы дать объективные и вполне достоверные знания о родных местах нынешним бронницким школьникам и всем, кто интересуется историей бывшего Бронницкого уезда. Так уж, к сожалению, получается в наше суетное, бестолковое время: издается масса книжонок­однодневок, криминального и иного пошлого чтива. А для действительно нужных и полезных исторических работ не находится ни спонсоров, ни стремления имущих хоть в чем­то помочь энтузиастам.

Если же говорить о плюсах многолетнего увлечения моего собеседника, то можно добавить и то, что краелюбие помогло ему стать еще и вполне серьезным фотографом. Ведь в советское время без электроники и цифровых камер фотодело было очень кропотливым и временноемким занятием. Но Владимир Васильевич, судя по всему, – человек, привыкший все начатое доводить до конца. Так, в конце марта 2004 г. в музее истории г.Бронницы в рамках семинара была открыта его персональная фотовыставка под названием “Церкви Бронницкого уезда”. Там были представлены без малого девять десятков уникальных для нового века снимков тех церквей, которые находятся на территории бывшего уезда. Большинство из них украшают не менее уникальные книги этого краеведа. Человека, который по­настоящему знает и любит подмосковную землю.

Валерий ДЕМИН 

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий