САМЫЙ СТАБИЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ
0
1178

Пенсионный фонд России, 20летие которого отмечается в декабре, — крупнейшая в стране система оказания социальных услуг. Его создание — заметная веха в решении ключевых задач по реформированию социальной сферы РФ — перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. Территориальные органы ПФР осуществляют единую стратегию управления системой на всем социальном пространстве России. Бронницкий пенсионный отдел — одно из низовых подразделений УПФР №15 по г.Москве и МО. Здесь трудятся немало тех, чья биография многие годы связана с пенсионным обслуживанием населения. Главный специалистэксперт отдела Марина Владимировна ЗИБОРОВА — одна из ветеранов этого дела.

Марина (в девичестве Каменская) — коренная бронничанка. Училась сначала в тогдашней 11-й, затем — в «красной» школе. В пенсионной службе собеса стала трудиться с июля 1976-го. До этого год поработала на БЮЗе и еще два года — в городском домоуправлении №3. О призвании вчерашняя школьница (такая, как на этом фото) тогда особенно не задумывалась. Но дружный коллектив собеса, куда попала девушка, сразу пришелся ей по душе. Работа была нелегкой, бумажной, во многом однообразной. Но даже при больших очередях в коридорах и больших нагрузках, которые особенно давали о себе знать в трудные 90-е, у нее не возникало мысли, чтобы уйти отсюда. Возможно, «сказались» и семейные гены: ее дедушка в свое время немало проработал в собесе. Осталась здесь на многие годы и внучка…

— Наша работа — это люди, документы и цифры, — объясняет Марина Владимировна. — Начинала я, как и все новички, простым счетоводом. Освоиться помогали наставники из числа более опытных работников. Тогда никакой электроники у нас еще не было, и все приходилось делать вручную. На это уходила масса времени… Заводили и заполняли сотни лицевых счетов, готовили сотни платежных поручений на выплату, регулярно возили их на подпись в Раменское. Доставляли туда и списки на сберкассу, и почтовые переводы. Там в бухгалтерии райсобеса еще раз проверяли: правильно ли мы сделали свои расчеты. А оттуда все это отправлялось в местное почтовое отделение — на выплату. Особенно «объемными» были пенсионные дела колхозов и предприятий, которые мы тоже возили в райцентр на обязательную инвентаризацию. Ездить туда перестали после того, как Бронницам присвоили статус города областного подчинения…

Моя собеседница вспоминает своих коллег, руководителей и почти 35-летний трудовой стаж в пенсионной службе. Его, как она считает, вполне можно разделить на два разных по характеру деятельности периода. Первый, советский — очень стабильный, отлаженный и спокойный. Второй, начавшийся в переломные 90е, — переменчивый, трудный, с множеством изменений в повседневной работе и постоянно растущими нагрузками…

— Если прежде, в 7080е, каждый из нас четко знал свои функции и обязанности, — рассказывает она, — то со сменой общественной формации и началом реформ в постсоветской пенсионной системе мы стали действовать в совершенно ином, беспокойном ритме. Тогда, на финише ХХ века, нам, работникам собеса, пришлось особенно трудно: развал СССР и всей прежней пенсионной системы, хлынувший в Россию и Подмосковье поток приезжих, в том числе и пожилых людей, из бывших советских республик, незнакомые ранее проблемы с документальным подтверждением трудового стажа у мигрантов, пересчетом у них пенсий по чужим денежным знакам…

Создание ПФР, внедрение нового законодательства и принципиально иного механизма формирования пенсионного бюджета посвоему отложились в памяти ветеранов отрасли. Марина Владимировна откровенно рассказывает, как тяжело было работать в то время. Все экономические просчеты тогдашних реформаторов били в первую очередь по пенсионерам — самым незащищенной от дикого российского капитализма категории граждан. А все обиженные с непониманием и негодованием искали ответы на главный тогда вопрос: «как прожить на скудные пенсионные рубли?» у тех, кто ближе всех к ним, — у работников собеса. От них тогда, кроме профессионализма, особенно требовались душевная чуткость, умение понять и повозможности помочь обездоленным людям.

Через многое пришлось пройти Марине Зиборовой, как и всем ее коллегам: немало выслушать людских упреков и жалоб, многое освоить заново, прежде чем перевести всю прежнюю систему работы отдела на новые рыночные рельсы. И при этом, надо отдать должное бронницким пенсионщикам: обычной для многих наших предприятий текучки здесь не было даже в самые проблемные постсоветские годы. Состав пенсионного отдела отличается завидной стабильностью, крепкими кадрами. Иные «летуны» с десятками записей в трудовой книжке, возможно, съязвят: «Сидят, мол, на одном стуле и не могут от него оторваться». Но такое можно сказать лишь от непонимания специфики и нужности их дела. Хотя справедливости ради отметим и то, что оплата труда самих пенсионных работников всегда оставляла желать лучшего…

Сейчас в Бронницком пенсионном отделе вместе с М.Зиборовой работают 14 полноценных специалистов. Конечно, все они — очень разные люди, со своими обычными человеческими характерами и проблемами. И каждый день общаться с самой трудной возрастной группой населения им, поверьте, совсем непросто. Помогает, наверное, понимание нужности своей профессии, особый склад характера, корректность и умение слышать за претензиями и обидами боль чемто обделенного человека. В настоящее время — в период постоянного совершенствования пенсионной системы в России — пожилым людям очень необходимо грамотное разъяснение того, как воспользоваться своими правами, как хоть на чутьчуть повысить размер скудной трудовой пенсии.

Ныне в их работе, как и везде, есть свои плюсы и минусы. Приметы времени не обошли службу стороной: основные процессы в отделе компьютеризированы. Как и на других предприятиях, есть своя локальная сеть. Есть возможность пользоваться Интернетресурсами. Марина Владимировна, как любой опытный специалист, может доходчиво разъяснить любому посетителю: какие пенсионные выплаты ему причитаются, из чего они формируется, какие полагаются пенсионерам денежные льготы, какие документы нужно представить им для оформления…

Конечно, как и везде, их труд не обходится без сложностей и ошибок. Но, что самое важное, ветераны этого дела лучше других понимают ответственность за выполняемую работу. Ведь за каждой строкой пенсионных законов и норм стоят живые люди со своими реальными жизненными нуждами и надеждами.

— Только за прошлый год нами было назначено 815 трудовых и государственных пенсий, принято по другим вопросам свыше 6330 пенсионеров, — рассказывает начальник пенсионного отдела г.Бронницы Е.И.Старикова. — За 10 месяцев этого года — 595 трудовых и государственных пенсий, по другим делам принято 3915 человек. Ведь к нам часто обращаются и по вопросам перерасчета пенсий, и за справками о размере пенсий, и за консультациями по поводу величины пенсии, сроков ее выплаты. У нас формируется сегмент федерального регистра льготников на 3411 человек, а также выплатные документы на выплату ФСД на 591 пенсионера. За этими обычными цифрами — весомая повседневная нагрузка на наш малочисленный, но очень стабильный коллектив…

Отмечая 20-летие ПФР, бронницкие пенсионные работники, наверняка, вспомнят добрым словом всех своих коллег. В том числе и ушедших на заслуженный отдых, и тех, кого уже нет на этом свете. Ведь юбилей — не только праздник, но и повод оценить пройденный путь. И пусть он не всегда получается прямым и ровным, не обходится без колдобин и ухабов. Но они, как могут, стараются по мере своих возможностей помогать тем, кто больше всего нуждается в помощи. Стремятся, как можно добросовестнее, выполнять нелегкую миссию социального служения. Делают все от них зависящее, чтобы профессия пенсионного работника даже в самые трудные времена оставалась синонимом милосердия и гуманизма.

Валерий ДЕМИН

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий