ТАНКИ ИДУТ РОМБОМ
0
1809

После многокилометрового марша батальон остановился в лесу. Застыли на опушке пропахшие гарью Т34, прямо на броне спали измотанные боями экипажи. Вместе с караулом бодрствовал только комбат. Отойдя от танков в глубь леса, он прилег на траву и вдруг понял, что ему мешает спать… тишина. За прошедшие месяцы офицер настолько привык к непрерывному реву моторов, грохоту стрельбы, лязгу металла, отрывистым командам по рации, что без них уже не представлял свой быт. Война сделала из школьного учителя Николая РАКИТНОГО умелого, опытного командира. За свои боевые заслуги он удостоен трех орденов – Красного Знамени, Александра Невского и Ленина. Сегодня ветерана уже нет в живых, но память о нем хранят дочери. Одна из них – Наталья Николаевна, встретившись с корреспондентом “БН”, рассказала немало интересного из яркой биографии отца.

Если взглянуть на этот военный снимок Николая Петровича – с казачьими усами и в кавалерийской папахе, то сразу приходят на ум красные конники Буденного. Только майорорденоносец на коне скакал гораздо меньше, чем ездил на танке. И свои высокие награды получил не за лихие сабельные схватки, а за умелые и выигранные им танковые баталии. Впрочем, в начале 30х крестьянский парень, родившийся на Полтавщине, с детства мечтавший выучиться грамоте и стать школьным учителем, даже не помышлял об офицерской профессии. Окончив пединститут, Николай более 7 лет работал учителем истории и географии, а потом директором в Ольчинской средней школе.

– В ряды Красной Армии отца призвали в ноябре 1939го, – рассказывает Наталья Николаевна. – Сначала – полковая школа, затем – кавалерийское, а позже – танковое училище. Германское нападение папа встретил с первых дней. Курсантом Борисовского училища он вместе со своими товарищами защищал столицу Белоруссии. Трое суток они, необстрелянные новобранцы, отражали танковые атаки немцев. И только потом по приказу командования отошли и заняли оборону на реке Березине. В одном из боев 15 июля 1941-го отца впервые ранили. Офицерские погоны он получил уже после госпиталя, а потом был направлен командиром пулеметного эскадрона на Брянский фронт.

В 1942-м Ракитный воевал уже командиром роты Т34 на Воронежском фронте. После тяжелых боев офицер с болью переживал каждую потерю и в часы затишья без устали готовил экипажи новобранцев к первым сражениям. Он провел в своей роте много тактических занятий, добиваясь необходимой слаженности действий экипажей и взводов. И танкисты очень уважали своего командира, многие прошли вместе с ним славный боевой путь: жестокие сражения на Курской дуге, на Левобережной Украине, в Румынии, участие в окружении и уничтожении Курляндской группировки германских войск.

С начала 1943-го капитан Ракитный направлен в 19ю танковую бригаду 3го Котельниковского танкового корпуса. В дальнейшем на его базе начала создаваться 5-я гвардейская танковая армия, которую возглавил известный советский генерал П.Ротмистров. Именно тогда пять танковых батальонов корпуса в беспрерывных боях упорно сдерживали натиск крупной группировки отборных частей СС. несмотря на потери, гвардейцытанкисты так и не пропустили фашистов к Белгороду.

Действуя в составе бригады на Степном, затем – на 2-м Украинском фронте, Ракитный не раз проявил себя как умелый, хорошо ориентирующийся в условиях боя командир. Под Березиной, благодаря его усилиям, удалось обезвредить опасное для батальона нападение. Тогда целая группа “тигров” попыталась незаметно пристроиться в хвост бригадной колонны и неожиданно ударить, когда Т34 войдут в трудную для маневра лощину. Но комбат, разгадав замысел врага, оставил несколько своих самых опытных экипажей на небольшой, поросшей леском возвышенности для прикрытия колонны. И когда рядом послышался рев “тигров”, наши танки начали прицельно бить бронебойными снарядами из засады по самым уязвимым местам. Били до тех пор, пока все германские машины не застыли горящими на месте засады.

Действия экипажей Ракитного в конечном счете определили успешные действия всей бригады, которая после тяжелых боев почти полностью уничтожила тяжелую бронетехнику врага и выполнила приказ командования: важнейший для наступающих войск плацдарм, левый берег Березины, был освобожден. Сражаясь, гвардейцы помнили, что с этой рекой связана слава русского оружия. Именно здесь, на Березине, в 1812м русские войска под командованием Кутузова наголову разгромили полчища Наполеона. Следующий, особо памятный этап фронтовой биографии Ракитного, судя по письмам домой, – участие его гвардейского батальона в форсировании Днепра и освобождении Киева.

А ближе к концу войны ему довелось сразиться и с хвалеными “королевскими тиграми” – новыми германскими тяжелыми танками, появившимися на фронте в конце1944го. Судя по всему, это были самые сильные танки Второй мировой. Но многочисленные недостатки их конструкции, как вспоминал комбат, особенно в силовой установке и ходовой части, огромный вес, низкая надежность нередко часто подводили экипажи. Сильный в единоборстве “супертигр”, как и все германские танки, не мог побеждать советские экипажи в групповых схватках, на полях сражений. Когда Т34, наступая, шли ромбом, им, казалось, ничто не могло противостоять. По документам и письмам, которые хранит дочь, можно проследить весь фронтовой путь ветерана. Во время участия в боевых операциях офицерфронтовик после 1941-го получил еще одно тяжелое ранения и две контузии.

Кроме трех боевых орденов, у Ракитного, судя по наградным свидетельствам, добрый десяток медалей СССР и Польши. Как вспоминает дочь, она видела в отцовских документах даже представление на присвоение ему звания Героя страны. – И после победных майских залпов военная служба отца не закончилась, – продолжает свой рассказ Наталья Николаевна. – Он не один год служил в Северной группе войск в Польше. Затем после окончания Ленинградской высшей офицерской бронетанковой школы занимал командные должности в 66й гвардейской Кантемировской и Таманской дивизиях МВО. В 1953–54 г.г. был членом парткомиссии при политотделе 66-й гвардейской мехдивизии. А с марта 1955-го на четыре года папу назначили военным комиссаром тогдашнего Бронницкого райвоенкомата. И с той поры наша семья навсегда осела в Бронницах.

Моя собеседница рассказала о наиболее памятных событиях из жизни отца немало интересного. Вспомнила даже о суровой атмосфере тех лет, о жестком партийном диктате и догматизме в армии. Свидетельством тому такой факт, что в 1958м даже на такого заслуженного коммуниста, как Ракитный было наложено партвзыскание – выговор – за “неправильное высказывание” в отношении одного из иделологических печатных произведений о войне того времени. Какого именно – сейчас за давностью лет узнать уже трудно. Скорее всего, у боевого командира, прошедшего огни и воды, была своя, отличная от иных невоевавших замполитов, точка зрения. Впрочем, через год взыскание был снято.

В октябре 1959-го Николай Петрович в звании подполковника уволился в запас, а потом и вовсе демобилизовался из армии по возрасту. Ветеран, судя по рассказам родных, прожил богатую на события жизнь. Ему посвящена целая глава в документальной повести И.Вовченко “Танкисты“. О таких, как он писал в своей книге известный писатель А.Ананьев. Тепло вспоминает дочь и о человеческих качествах Николая Петровича. Вместе с женой – Таисией Федуловной они вырастили и достойно воспитали четырех дочерей.

А трудился бывший фронтовик даже на пенсии, до самого последнего дня и умер в 1982-м прямо на работе. И хоть с того времени прошло уже более четверти века, бронницкие старожилы помнят своего героического земляка. Ведь именно такие люди, как он завоевали Великую Победу.

Валерий ДЕМИН

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий