ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОСЛЕ ПЛЕНА И СМЕРТИ
0
1788

11 апреля россияне отметили Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Человек, о котором этот рассказ, не дожил до свободы и до победы. Судя по архивным сведениям, короткая жизнь красноармейца Алексея ТИХОНОВА оборвалась в январе 1942-го в шталаге № 311 (Берген-Бельзен). Его довоенная судьба никогда не пересекалась с нашим городом. Но с той давней войны после плена и смерти он «возвратился» именно сюда. Из забвения его вернул младший брат Герасим, тоже участник ВОВ, ныне - бронницкий пенсионер. Когда листаешь собранные им в ходе многолетних поисков документы, понимаешь: если бы каждый из нас по личной инициативе сделал то же самое, хотя бы по отношению к своим родным, забытых солдат Великой Отечественной стало бы гораздо меньше…

Передо мной обычная папка с документами, за которыми вехи короткого Алешиного жизненного пути. Вот письменные воспоминания родных о нем, которые дают представление о характере и увлечениях будущего красноармейца. Рослый, крепкий и подвижный мальчишка с детства стал примером для младшего брата. Заводила и душа дворовой компании, он всегда умел постоять за себя. Но, вместе с тем, отличался природной добротой, старательностью и исполнительностью во всем. Никогда не уклонялся от поручений и помощи старшим и мог с душой выполнять любую работу. С особенным уважением относился к старшей сестре Валентине, которая была для него непрекаемым авторитетом. А вот табель успеваемости ученика 6 «Б» класса за 1936-37 учебный год: Леша не ходил в отличниках – у него бывали разные оценки. Но по любимой физкультуре у «крепыша» - только пятерки…Повзрослев, Леша серьезно увлекся легкой атлетикой и приобрел завидную физическую закалку.

Это довоенная фотография семьи: здесь Алеша (справа) стоит рядом с братом Герой... Аккуратно подшита в «памятную папку» и трудовая книжка Тихонова А.А., заведенная в апреле 1939-го. В ней всего одна запись о приеме на работу и увольнении «в связи с призывом в РККА». Армейская биография Алексея началась с октября 1940-го с призывной повестки Заволжского райвоенкомата г.Калинина. Парня направили на службу в гаубичный артполк в старинный белорусский город Волковыск. Благодаря своим качествам и подготовке, молодой воин быстро освоил свои обязанности в орудийном расчете, стал настоящим артиллеристом-наводчиком. Среди собранных ветераном материалов – вырезки из дивизионной газеты, где говорится о довоенных занятиях артиллеристов, а также «отличнике боевой и политической подготовке тов. А.Тихонове».

- Последнее письмо от брата, - вспоминает Герасим Алексеевич, - наша семья получила в апреле 1941-го. А потом началась война, в 1942-м меня тоже призвали в действующую армию, на фронт… Но и после Победы никаких сведений об Алексее не поступало, несмотря на запросы родителей. Ответ приходил только один – «в списках погибших и пропавших без вести не значится». Сам включившись в поисковую работу, я поставил своей целью - узнать что стало с братом… Потребовался еще не один десяток лет и долгая переписка с различными ведомствами для того, чтобы в январе 1983-го в Бронницы прислали письмо из Подольского архива Миноброны: «Сообщаем, что по документам учета безвозвратных потерь сержантов и солдат СА установлено: рядовой 7-го артиллерийского полка Тихонов А.А., 1921 г.р..., умер в немецком плену 30 января 1942 г. (шталаг № 311 Берген-Бельзен (г.Фаллингбостель), Германия…»

Уже на основании этих сведений бронницкий пенсионер, прошедший тяжелыми дорогами войны до самого Берлина, сам попытался восстановить короткий боевой путь брата-артиллериста. Судя по всему, 7-й гаубичный артполк, где служил Алексей, входивший в 6-й мехкорпус вместе с другими подразделениями 10-й армии попали в окружение. Бронницкий ветеран начертил даже что-то вроде схемы этого огромного «котла», в котором оказались части Западного фронта уже в первую неделю с начала войны. И после тяжелых, кровопролитных боев остатки личного состава 7-го полка, как и других подразделений, оказались в немецком плену. А потом, пройдя весь ужас пересыльных лагерей для русских военнопленных, попали в кромешный ад – в Берген-Бельзен…

Вот как содержались там солдаты-узники, судя по дошедшей до наших дней информации из немецких источников. Пленных размещали на огороженной колючей проволокой территории под открытым небом. Кормили из расчета эрзац-буханка на десятерых в сутки (и даже эта «норма» выдавалась далеко не каждый день). В считанные дни вся трава и кора немногих деревьев в огороженной колючей проволокой зоне была съедена, а питье из луж привело к эпидемии дизентерии. Наступила чужая германская осень с холодными дождями и первыми заморозками. Измученный Алексей, как и каждый из пленных, ждал приближения зимы, как неминуемой смерти. Они помогали друг другу всем, чем могли, но смерть косила узников сотнями. Каждое утро до отказа набитый мертвыми телами фургон везли к большой вырытой яме — это берген-бельзенская могила советских военнопленных. Ее зарывали только тогда, когда она наполнялась до отказа. А потом люди-номера охраняемые конвоем, рыли другую яму, и так месяц за месяцем…

Зима 1942-го стала последней для рядового Тихонова. Как его погубили - можно теперь лишь догадываться...Вот что можно было прочитать в одной из центральных советских газет, опубликовавших статью из западногерманского журнала «Шпигель». «...Русские пленные пытались укрыться от холода в пещерах, выкопанных в глубоком снегу. Но охрана заваливала их и русские умирали от удушья. Так часовые экономили патроны. Нередко пленных били дубинками по глазам, и счастлив был получивший смертельный удар, приносящий избавление от мучений. Иногда надсмотрщики заставляли узников драться насмерть из-за котелка с едой. Можно было увидеть немало русских солдат, безжизненно висевших на колючей проволоке: одни были застрелены, другие – просто умерли от потери крови…»

Ныне от бывшего шталага не осталось ничего... В мае 1945-го Берген-Бельзен (ставший к этому времени известным концлагерем СС и погубившим еще многие тысячи узников) был сожжен по приказу английской военной администрации из-за опасности вспышки сыпного тифа. После войны на этом месте был создан музей, где есть памятник и погибшим советским военнопленным. На русском, немецком и английском на нем написано: «Здесь погребены 50 000 советских военнопленных, замученных до смерти в немецко-фашистском плену. Покойтесь с миром, память о вас будет жить вечно в сердцах народов Советского Союза». В числе жертв нацистского лагеря и старший брат нашего земляка – Алексей Алексеевич Тихонов.

Впрочем, как считает мой собеседник, в итоге многолетних поисков и переписки удалось добыть лишь отрывочные сведения из военных архивов, из мемуарных, документальных изданий и публикаций в периодической печати. Почтенный возраст Герасима Алексеевича не дает возможности для более глубокого поиска и поездки на место гибели брата. Но у него есть надежда на уже взрослого внука, которого назвали Алешей. Он при желании сможет узнать о подробностях последнего периода жизни своего предка в германском шталаге № 311. А в лучшем случае - даже побывать на месте захоронения и привезти домой, в Россию горсть земли с дорогой могилы...

В следующем году солдату Великой Отечественной Алексею Тихонову исполнилось бы 90 лет. Для него война уместилась всего в несколько трагических дней 1941-го и в несколько месяцев неимоверных физических страданий в нацистском плену…Но спустя десятилетия он, даже мертвый, все равно вернулся к своим родным. Семейный мартиролог свидетельствует, что замученного российского солдата сегодня чтят и помнят его потомки у нас в Бронницах. Память сильнее смерти...

Валерий ДЕМИН


 

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий