ВСЕ ОСТАЕТСЯ ЛЮДЯМ
0
1679

Значимость любого серьезного увлечения в том, что его плоды интересны и познавательны для многих. Проходят годы, а они продолжают долго жить и радовать других людей. Даже после ухода того, кто отдавал любимому делу немало времени и средств. К примеру, солидную и очень редкую по нынешним временам коллекцию памятных и юбилейных медалей, посвященных различным отраслям военной автобронетехники офицер 21 НИИИ Василий Куприянович ЖНИЧКОВ. А после его смерти супруга - Рената Георгиевна передала это ценное собрание медалей в дар городскому музею. Пенсионерка рассказала корреспонденту 'БН' и о других многолетних хобби своего мужа, коллекционировавшего не только медали, монеты, но и другие характерные приметы советской эпохи. 'Многогранный' подполковник-автомобилист оставил после себя немалую домашнюю библиотеку мемуарной и самиздатовской литературы (после смерти владельца передана в городской Совет ветеранов), а еще десятки самолично изготовленных цветных слайдов, на которых запечатлены достопримечательности тех мест, где он бывал в своих служебных командировках...

Василий Куприянович, как вспоминает его жена, был автотранспортником по призванию, по зову души. Служа в военно-строительных частях, офицер в свое время строил знаменитую дорогу 'Москва-Ленинград' и еще немало других известных объектов. И потому его привлекало все, что было связано с отечественным колесным транспортом, автозаводами, с научными и промышленными разработками в этой отрасли. После демобилизации семья Жничковых обосновалась в Бронницах. Ее глава многие годы трудился в отделе испытаний 21 НИИИ, часто ездил в командировки в самые разные регионы страны. И, бывая в незнакомых городах, на предприятиях и полигонах, Василий Куприянович где-то с 1961-го стал везде приобретать разные автодорожные значки, затем - нагрудные знаки и памятные медали, выускаемые небольшими партиями в разные годы и так или иначе связанные с какими-то этапными датами, событиями в машиностроении. Их ему часто вручали во время поездок. А потом, увлекшись, уже сам стал проявлять стремление к пополнению коллекции. Со временем он собрал не одну сотню медалей и упаковал их в несколько толстых альбомов.

Надо сказать, что такие увлеченные коллекционеры, как он, в то время были и в других городах Подмосковья. Все они нередко наведывались за обменом и покупками на небольшие самостийные 'рынки-тусовки'. Там обладатели уже солидных коллекций обменивались значково-медальными раритетами или продавали их начинаюим собирателям. Причем, некоторые, особо увлеченные приумножением своей коллекции, выезжали за редкими медалями даже в отдаленные регионы страны. Потом неутомимый Василий Куприянович увлекся собиранием юбилейных монет. Познакомился с другими местными коллекционерами, выменивал на монеты свои многочисленные значки и наоборот. Со временем у него образовалось сразу несколько достаточно серьезных коллекций. Рената Георгиевна вспоминает о том, с какой радостью муж привозил домой каждое новое пополнение. Здесь и советские рубли, посвященные полетам космонавтов и другие коллеционные монеты, выпущенные в честь знаменательных событий.

Как известно, такие монетные и значковые рариеты, выпущенные малыми партиями в 50-60-е годы, в настоящее время представляют большую ценность для серьезных коллекционеров. За них Ренате Георгиевне уже прелагали немалые деньги, но она пока не желает их продавать. Сегодня основную часть коллекции мужа пенсионерка передала в наш городской музей истории. А коллекция монет осталось их уже взрослому внуку Алексею, живущему в столице и сейчас проходящему срочную службу в армии. Он скоро вернется домой после службы и, возможно, захочет продолжить жизненное увлечение деда. Жничковы вырастили двоих детей - сына Дмитрия и дочь Наталью, у которых сегодня уже взрослые дети - внуки Ренаты Георгиевны.

- Было у Василия Куприяновича и еще одно многолетнее и любимое увлечение: с 1964-го он стал серьезно заниматься фотоделом, - вспоминает моя собеседница.- Делал цветные снимки, фотослайды в тех городах, где бывал. Со временем у нас тоже образовалась целая галерея. Когда собирались гости, муж, рассказывая о своих дальних поездках, показывал им свои работы. К слову сказать, командировки у него, офицера-испытателя, легкими никогда не были. Особенно, когда бывал в летний период в жарком среднеазиатском регионе. Уже к 50-летию муж перенес инфаркт, после которого держался еще 14 лет...

Умер Жничков скоропостижно после второго инфаркта. У покойного коллекционера немало почетных наград за многолетнюю безупречную службу, в том числе орден 'Знак Почета'... Держу в руках желанные для любого собирателя медали, которые мне показала главный хранитель бронницкого музея Нина Фирстова. Их - не один десяток. Вот тяжелая, с медным оттенком, посвящена 50-летию автомобилестроения СССР, другая отлита в честь 40-летия Харьковского тракторного завода, третья - связана с ВАЗом... Каждая словно хранит отпечаток своей эпохи, тех далеких лет, когда советское машиностроение набирало силу на каждом этапе. Пожалуй, не менее интересны для всех, кто интересуется отечественной историей, и составляющие другой жничковской коллекции - десятки толстых томов военых мемуаров советских маршалов и генералов, 'выстроившихся' теперь на полках в городском ветеранском клубе. А еще остались от неутомимого собирателя пожелтевшие от времени машинописные листы самиздата. Вот копия открытого письма Сталину, датированное 17 августа 1939-го от от одного из старых большевиков. А рядом - анонимный образчик письменного народного творчества - архивольное по стилю стихотворение 80-х годов, адресованное М.Горбачеву... О многом могут рассказать старые медали, значки, монеты, тексты машинописи и слайды, собранные в прошлом веке обычным бронницким офицером. Год за годом коллекционируя эти приметы приметы своего времени, он понимал: потомки, знающие толк в раритетех, по достоинству оценят его увлечения. И, судя по тому, как аккуратно и бережно хранят в городском музее это собрание редких и близких автомобилистам медалей, офицерское увлечение было ненапрасным.

Валерий ДЕМИН


 

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий