"МЫ С ВАМИ РАЗНЫЕ..."
0
543
Литературный вечер с таким названием, посвященный творчеству Марины Цветаевой, состоялся 12 октября в МЦ «Алиби». Члены театральной студии центра в интересной форме рассказали собравшимся о трагической судьбе не признанной при жизни, а в будущем всемирно известной русской поэтессы, прозаика и переводчицы. На этой встрече прозвучали ее удивительные, самобытные, не теряющие со временем популярность стихи разных лет...
Постановка готовилась на протяжении более полутора месяцев. Организаторы кропотливо подбирали материал, создавали декорации, искали образы и воплощали свои лучшие задумки в жизнь. Самодеятельные актеры полностью погрузились в творческий процесс: они вживались в роли и репетировали до изнеможения. А в ходе вечера перед участниками вечера прошла вся недолгая биография самой яркой звезды Серебряного века. Марина Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве. Ее отец Иван Владимирович Цветаев был ученым, специализировавшимся на античной истории, искусстве и эпиграфике. Филолог, историк искусств, профессор Московского университета, он являлся создателем, а также первым директором Музея изящных искусств, сегодня носящего имя Пушкина.
Первый брак профессора, к сожалению, был коротким. После появления на свет двух детей его молодая жена скончалась. И в дальнейшем овдовевший ученый повторно женился на Марии Александровне Мэйн. Она также была незаурядной личностью, необычайно одаренной пианисткой. Мария Александровна много читала, владела несколькими языками, многое сумела передать Марине. Она мечтала, чтобы дочь пошла по ее стопам. Однако мир поэзии манил юную Цветаеву больше, чем исполнение гамм. Уже в шестилетнем возрасте девочка написала свои первые стихи…
В МЦ собралась разновозрастная, но при этом внимательная и доброжелательная публика. Всех выступающих горячо приветствовали и провожали аплодисментами, живо реагировали на происходящее на сцене. Хочется подчеркнуть особую атмосферу вечера, созданную прочтением пронзительных стихотворений поэтессы, исполнением песен на ее стихи и театральных вставок. Эти приемы позволили перенестись участникам и гостям в Россию первой половины 20 века и лучше понять творчество замечательной поэтессы.
Ее поэтическая биография началась со знакомства с московскими символистами (В.Брюсов). Также большое воздействие оказали художественный и поэтический мир дома художественного критика и поэта М.Волошина, у которого она гостила в Коктебеле много раз. Первые поэтические сборники – «Вечерний альбом» (1910 г.) и «Волшебный фонарь» (1912 г.). Цикл стихов «Подруга» появился в 1916 г. В период Гражданской войны вышел цикл под названием «Лебединая песня», который был посвящен подвигу героев Отечественной войны 1812 г.: «Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса, чьи шпоры весело звенели и голоса...»
Жизнь самой поэтессы, как отмечалось на литературном вечере, была полна увлечениями. Цветаева постоянно искала себя и в творчестве, и в личном плане. Со своим будущим мужем Сергеем Эфроном поэтесса познакомилась в 1911 г. в Коктебеле. Через полгода они стали мужем и женой, а вскоре на свет появилась их старшая дочь Ариадна.
Цветаевой также приписывают связь с великим русским поэтом Борисом Пастернаком, с которым у нее были почти 10-летние романтические отношения, не прекратившиеся и после эмиграции. Кроме того, в Праге у поэтессы начался бурный роман с юристом и скульптором Константином Родзевичем. В 1914 г. Марина познакомилась в литературном кружке с поэтессой и переводчицей Софией Парнок. Дамы быстро обнаружили симпатию друг к другу, которая вскоре переросла в нечто большее...
В творчестве Цветаевой есть и поэмы, и романтические пьесы, например, «На красном коне», «Егорушка», «Царь-девица». Роман с Родзевичем вдохновил к созданию сборников «Поэма конца» и «Поэма горы». В Париже вышел последний прижизненный сборник Марины. Сюда семья эмигрантов Марины Цветаевой и Сергея Эфрона в 1928 г. переехала из Чехии.
В эмиграции Марина и ее семья жили чуть ли не в нищете. Муж Цветаевой не мог работать из-за болезни, Георгий был совсем крошкой, Ариадна пыталась помочь финансово, вышивая шляпки, но фактически их доход составляли скудные гонорары за статьи и эссе, которые писала сама Марина. Она назвала такое материальное положение замедленным умиранием от голода. Поэтому постоянно обращалась в советское посольство с просьбой разрешить вернуться на свою родину.
Однако возвращение в СССР принесло семье только несчастья и трагедии. Марина Ивановна пережила арест мужа и дочери в 1939 г., это сильно подкосило поэтессу. Она осталась одна с сыном Георгием. Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Но работу пришлось прервать из-за эвакуации. Они с сыном переехали в городок Елабугу на Каме. Здесь они жили в частном доме, где у Марины был угол за занавеской. Последнее ее стихотворение датировано 6 марта 1941 г.: « И – гроба нет! Разлуки – нет! Стол расколдован, дом разбужен. Как смерть – на свадебный обед, я – жизнь, пришедшая на ужин».
В августе 1941 года в Москве был расстрелян муж поэтессы – Сергей Эфрон. Незадолго до своего самоубийства Марина Ивановна писала: «Уже год я ищу глазами крюк»... 31 августа 1941 г. она повесилась в доме Бродельщиковых, куда вместе с сыном была определена на постой. Похоронена поэтесса на Петропавловском кладбище в Елабуге. Ее могила так и не была найдена...
Отметим, что театральная студия при молодежном центре «Алиби» работает на протяжении 4 лет. За это время были организованы музыкально-литературные вечера по творчеству известных русских поэтов. В художественной постановке литературного вечера приняли участие: Мария Астафьева, Александра Фурманова, Артем Мелихов, Светлана Земскова, Карина Акопян, Елена Грязнова.
Также важно отметить, что это был творческий дебют Полины Грачевой в роли постановщика на сцене МЦ «Алиби».
Евгений СОЛОДКОВ
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий