Маленькие лицеисты татьяны АНДРЕЕВОЙ
0
441
Нынешний год – этапный для учителя начальных классов Бронницкого Лицея Татьяны АНДРЕЕВОЙ. Исполнилось ровно 35 лет с того времени, как она стала работать в этом общеобразовательном учреждении. За это время школьный коллектив прочно и навсегда вошёл в её жизнь, и она уже просто не мыслит для себя иной профессии. В нынешнем учебном году она, педагог высшей квалификационной категории, ведет уже девятый выпуск «четвероклашек». Участвуя во Всероссийских и региональных учительских конкурсах, Татьяна Валентиновна за свой профессионализм и творческий подход к делу в разные годы награждалась различными Дипломами, Почетными грамотами Министерства образования Московской области, Мособлдумы, главы города Бронницы и городского Управления по образованию.

Татьяна – коренная бронничанка. Она родилась в нашем городе в ноябре 1968 года. Здесь росла и с 1-го по 8 -й классы училась в тогдашней школе №12, которая в дальнейшем стала школой №3, а после – Лицеем... Занималась всегда очень старательно, была открытой, общительной и с малых лет очень любила играть с куклами, по-своему общаться с ними. В детстве даже мечтала стать воспитательницей в детском саду. Но в дальнейшем, возможно, под влиянием школьных занятий и своих первых наставников всё же выбрала учительскую стезю. Только учить всегда хотела самых маленьких... После восьмилетки поступила в Московское педагогическое училище №10 и успешно его окончила. И, что самое важное, моя собеседница принадлежит к числу тех, кто вернулся в родные школьные стены уже в качестве учителя начальных классов.

В правильности своего профессионального, а значит и жизненного выбора Татьяна окончательно утвердилась еще во время школьной педагогической практики. Наставниками у неё стали известные в нашем городе учителя Валентина Андреевна Полякова и Валентина Борисовна Зубарькова. В то время молодая практикантка с восторгом смотрела, как умело и увлекательно её наставники вели свои уроки, как заинтересованно слушали их ребятишки.

«А ведь это и моя судьба, – подумала Татьяна. – Да разве можно мечтать о чем-то ином, если на тебя с такой верой и вниманием смотрят десятки доверчивых детских глаз!?» Девушке сразу и навсегда понравилось обучать именно малышей, которые разглядели в ней очень доброго, искреннего человека, говорящих с ними на равных и ни в чем не допускающего фальши и притворства.

Со временем педагог Андреева твердо убедилась в том, что у учителей начальных классов своя особая роль в школьном сообществе. Своя особая специфика и задачи. По существу они – начало начал всей школьной педагогики. Потому им никак нельзя быть простыми и равнодушными проводниками в огромной Стране Знаний. Они должны быть мудрыми, заботливыми, авторитетными наставниками и воспитателями своих маленьких, беспокойных, шумных непосед и «почемучек».

Учитель начального цикла обязан не только хорошо знать свои школьные предметы, но и уметь ярко, интересно, доходчиво передать свои знания малышам. И еще учителям такого профиля очень нужны внутренняя доброта, терпимость, увлеченность, искренность. Татьяна Валентиновна раз и навсегда осознала эти важные истины и слагаемые своей профессии. И стремится во всём им следовать.

Моя собеседница откровенно рассказывает мне об основных этапах своего учительского стажа, о том, как ей даже пришлось некоторое время поработать учителем-предметником – преподавать биологию. Сравнивая то и другое, она в очередной раз убедилась в том, что начальные классы – это именно её призвание. Как учитель-новатор она использует для обучения интегрированные уроки, где эффективно соединяются математика с естествознанием и история с литературой.

К слову, она сама является автором ряда перспективных методических разработок праздников, внеурочных занятий, которые проверены на её учительской практике. Татьяна Валентиновна со знанием дела рассказывает мне о том, как ведёт обучение своих малышей. С особой гордостью называет имена своих лучших учеников, говорит об участии в различных профессиональных конкурсах. Вот, например, один из её учеников – Матвей Шестов – в своё время принимал участие в Международном конкурсе «Моя семья и новогодняя сказка», о чём свидетельствует врученный ему сертификат.

И сама педагог-лицеист не раз становилась обладательницей престижных дипломов и свидетельств. Так, недавно она успешно участвовала во Всероссийской Олимпиаде педагогов «Мой первый учитель» и была награждена Дипломом. А в прошлом году её ученики принимали участие в 1-й Международной олимпиаде по литературному чтению для 1-4-х классов, который проводил образовательный портал «Продленка».

Цель этой олимпиады – активное развитие творческого и интеллектуального потенциала детей и молодежи, а также поддержка национального проекта «Образование». Бронницкие лицеисты успешно проявили себя благодаря использованию учителем Андреевой современных педагогических технологий, и ей за успешную подготовку учеников был вручен Диплом педагога.

Если побывать на занятиях в её классе, то можно увидеть, как умело педагог Андреева раскрывает ученикам каждую новую тему, как вместе с детьми моделирует проблемные ситуации, где «первоклашки» сами обосновывают, мотивируют и принимают нужные ответы и решения. Даже, когда ребенок понимает, что в чём-то ошибается или не прав, это все равно развивает его личность и сам процесс детского мышления.

Моя собеседница убеждена: не простое заучивание, а умение мыслить, соображать, анализировать необходимо человеку с малых лет. Ведь в наше насыщенное время ребенок осваивает не только школьные предметы. На него обрушивается целый поток самой разной информации. И, чтобы не запутаться в мире событий, дат, слов, цифр и формул, он должен уметь уложить все в своем, понятном ему порядке и последовательности.

Конечно, за 35 лет, которые она отдала обучению малышей, многое изменилось. И в обществе, и в самих людях. Как и любой педагог, она радуется, когда видит перед собой развитых малышей, «продвинутых» в мир компьютерных игр и мобильной связи. И, наоборот, огорчается, когда замечает, как иным из них подчас не хватает родительского внимания и соучастия в их ученических делах. В её памяти еще живет прежняя школа №12 тех давних советских лет, с коллективными, вместе с мамами и папами, культпоходами в столичные театры и кино, турпоходами в лес, с совместным обсуждением увиденного...

Нынче папы и мамы уделяют меньше времени потомству. Многие, работая вдали от дома, оторваны от воспитания острым дефицитом времени и денежными проблемами. Таковы реалии нашего времени и, сознавая это, она стремится хоть в чем-то восполнить это главное, столь недостающее детям, звено. Научить их доброжелательности, состраданию, стремлению помогать тем, кто в этом нуждается.

Совсем недавно её 2 «А» класс вместе с родителями принял участие в благотворительной акции «Дети вместо цветов». Она проводится во многих общеобразовательных школах столицы и нашего региона уже не первый год. Суть её в том, что деньги, которые они сэкономили, не покупая большие и дорогие букеты цветов на 1 сентября, были направлены на благотворительные цели. Маленькие лицеисты таким образом помогли тяжелобольным детям, детям-сиротам, детям из малообеспеченных семей. За участие в этой акции педагогу Андреевой, как классному руководителю 2 «А» класса была вручена Благодарственная грамота от сотрудников службы помощи «Милосердие». «Мы всегда очень рады кому-то помочь, сообща, всем классом проявить свою доброту и милосердие!» – отметила в связи с этим Татьяна Валентиновна.

Всякий раз, когда начинается урок, на неё устремляется почти три десятка пар внимательных детских глаз. И она делает все от неё зависящее, чтобы в них не гасли живые огоньки познания и неподдельного интереса… Так было и так будет... Пройдет два учебных года, педагог Андреева в 9-й раз будет провожать в старшие классы своих немножко повзрослевших в начальных классах воспитанников. И, как всегда, будет беспокоиться, чтобы её маленькие «выпускники» снова попали в хорошие руки, чтобы не растеряли все то, что она по крупицам, год за годом вкладывала в каждого из них.

А потом, после долгих летних каникул, снова наступит 1 сентября и она снова будет встречать своих новых малышей. У нее опять будет начальный 1-й «А». И всё повторится снова: и самые первые робкие ответы новичков, и первые контрольные, и первые заслуженные пятерки в тетрадках, и новые радости, и новые, бесконечные хлопоты...

- Работу свою люблю и детей тоже, – убежденно говорит Татьяна Валентиновна. – Каждый первоклассник, которого я веду из класса в класс, становится полноценной частицей моей учительской биографии. Сопровождая его на самых важных – начальных ступенях школы, я стремлюсь, прежде всего, разглядеть и разжечь в малыше искорки природных склонностей и талантов, привить вкус к знаниям, к учебе.

Моя учительская практика всякий раз убеждает: глупых и бездарных ребятишек вообще не бывает, каждый в чем-то может проявить себя как личность. Нам, педагогам, необходимо только помочь малышам самореализоваться на самом первом этапе познания, научить мыслить и самостоятельно принимать решения. Ведь время прежних школьных догм и строгого назидания прошло. Сегодня школьный учитель должен быть настоящим творцом и новатором.

Так уж сложилось, что школьные учителя часто вспоминают своих учеников и заинтересованно следят за их дальнейшей судьбой. Самые первые «первоклашки» учителя Андреевой из далеких 90-х уже давно завершили своё образование, многие окончили вузы, стали взрослыми самостоятельными и, что очень важно, порядочными людьми.

Она с удовольствием перечисляет их имена и фамилии, очень радуется, когда появляется возможность встретиться… А иные из её первых учеников, возможно, уже приводят в первый класс к ней, знакомой с детства учительнице, собственных детишек. И появляются в классном журнале давно знакомые ей фамилии. Так, год за годом, в чем-то повторяясь на каждом новом временном витке, неотвратимо, как времена года, сменяются ученические поколения Бронницкого Лицея.

Наверное, у каждого школьного учителя есть свои фотоальбомы разных лет. Здесь и первые уроки, и друзья-коллеги, и ещё многое, о чём хочется вспомнить спустя годы. Есть такая памятная подборка снимков и у Татьяны Валентиновны. Там её можно увидеть и ещё совсем молодую в самом начале педагогической биографии, и уже как опытного, авторитетного педагога…

Но всё же самые памятные для педагога Андреевой – это коллективные фотографии маленьких лицеистов из всех её выпусков. Вот они в школьном классе на уроке, а вот – на природе во время внеурочной экскурсии… И, что обращает внимание, у всех детишек – радостные улыбки на лицах. Сразу заметно, что с таким педагогом им хорошо и приятно учиться и общаться.

Конечно, у каждого из её вчерашних и нынешних учеников уже были или ещё будет немало других учителей: в школе, в колледже, в институте… Но свою самую первую учительницу они, несомненно, запомнят на многие-многие годы. Запомнят, потому что она для них – самая первая и самая лучшая.
Валерий ДЕМИН
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий