Мы помогаем больным малышам!
0
601
Справиться с проблемами семьи при рождении больного ребёнка призваны Центры ранней помощи, открывающиеся по всей стране. В нашем городе работают два таких центра. Один из них – в детском саду «Вишенка».

В 2018 году в структуре детского сада «Вишенка» был создан Центр ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ЦРП). Цель – оказание психолого-педагогической поддержки и сопровождение семьи, воспитывающей проблемного ребенка от одного до четырех лет.

Перед специалистами стояла задача создания такой системы ранней помощи, которая была бы действенной в условиях структурного подразделения детского сада. Начали с изучения педагогического опыта по коррекции нарушений у детей раннего возраста. Прежде всего ориентировались на опыт Петербурга, где в Институте раннего вмешательства специалисты центра прошли профессиональную переподготовку.

Были определены задачи на ближайшую перспективу:
1. Информировать родительские, общественные и профессиональные организации о работе Центра ранней помощи, его миссии, целях и задачах.
2. Формировать позитивное отношение к ранней помощи семьям с проблемными детьми.
3. Организовать взаимодействие с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, образования.
4. Планировать и организовывать процесс комплексной диагностики семьи и развития ребенка групп риска и ребенка с выявленными отклонениями в развитии.
5. Оказывать комплексную помощь ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
6. Оказывать информационно-просветительскую, консультативно-методическую и психотерапевтическую помощь семье, сопровождать ее на всем протяжении нахождения в Центре.

Организационная модель Центра представлена тремя взаимосвязанными блоками:

Первый блок ориентирован на детей и включает в себя организованные формы оказания помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Третий год МБДОУ «Детский сад «Вишенка» активно сотрудничает с Региональной общественной организацией поддержки семей, имеющих детей и детей-сирот «Мы и наши дети» г.Москва. У специалистов этой организации огромный опыт работы с семьями, имеющими детей раннего возраста. Мы проводим совместные семинары со специалистами организации, мастер-классы «Как помочь ребенку посещать детский сад спокойно и радостно», консультирование родителей специалистами организации. В результате совместной деятельности запущен проект «Открытый дом», в этом проекте участвуют и обычные дети, и дети с проблемами развития. «Открытый дом» создан с целью профессиональной психолого-педагогической поддержки родителей, испытывающих потребность в повышении своих родительских компетенций в вопросах роста, развития и воспитания детей младенческого и раннего возраста.

В условиях групп раннего возраста психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья организована по трём направлениям:

Развивающие занятия, в соответствии с программой воспитания детей раннего возраста.

Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Развивающие занятия проводятся по подгруппам – с детьми, имеющими близкий уровень развития; или индивидуально – с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями. В группе раннего возраста для не говорящих детей реализуется программа «Приемы логопедической абилитации безречевых детей младшего и раннего возраста».

Коррекционные занятия проводятся специалистами ЦРП в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи.

Игры и развлечения, режимные моменты, праздники, обеспечивают коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей, способствуют их социализации.

Второй блок ориентирован на оказание психолого-педагогической помощи родителям. Известно, что характер семейного воспитания оказывает большое влияние на становление образа «Я» в детском возрасте и позиции ребенка по отношению к миру. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом. Поэтому необходимая помощь родителям оказывается через консультирование. Индивидуальное консультирование осуществляется узкими специалистами по инициативе самих педагогов либо по инициативе родителей.

С 2018 г. успешно работает консультативный пункт «Мы и наши дети», целью которого является оказание родителям консультативной помощи в вопросах воспитания и обучения детей раннего возраста. По форме – это заочная помощь родителям, у которых есть дети с отклонениями в развитии и очные консультации после каждого занятия ребенка со специалистами.

Третий блок – это индивидуальная работа на дому с детьми, которые не могут посещать детский сад и Центр ранней помощи в силу своего заболевания.

Сегодня Центр обеспечен высококвалифицированными специалистами. С детьми и их родителями работают два психолога, два музыкальных руководителя, два руководителя физического воспитания, три учителя–логопеда, учитель–дефектолог.

Центр оснащён самым современным реабилитационным и диагностическим оборудованием, которое поставлено учреждению, как победителю областного конкурса на присвоение статуса Региональной инновационной площадки и участнику муниципального социального инновационного проекта «Все – за одного!».

О первых результатах работы Центра ранней помощи рассказывает его руководитель Надежда Васильевна ВИНОГРАДОВА:
– Особенностью Центра является то, что, если ребенок является воспитанником детского сада «Вишенка», мы помогаем семье до его поступления в школу. Зачисление семей с детьми в ЦРП производится на основании заявления родителей и заключения психолого-медико-педагогической комиссии, а также по договору с родителями, разработанному и принятому в нашем учреждении. За год работы через ЦРП прошли дети с различными заболеваниями: шестеро детей – с расстройствами аутистического спектра, двое детей – с аутистическими чертами и синдромом гиперактивности, один ребенок – с детским церебральным параличом, двое детей – с множественными нарушениями. Каждый ребенок занимался по индивидуальному плану, было составлено расписание, по которому они посещали специалистов и группы сверстников. Для всех этих детей был необходим или тьютер или ассистент. Роль ассистента для детей с множественными нарушениями выполняли младшие воспитатели, для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) – родители. Трое детей-инвалидов, из числа посещающих Центр до начала получения дошкольного образования, с сентября 2019 года посещают группы нашего детского сада (один ребенок – с множественными нарушениями, другой – с ДЦП, третий – с РАС). Специалисты ведут этих детей в новом учебном году. Один ребенок с РАС посещает специализированный детский сад в г.Раменское. Трое детей посещают другие детские сады в нашем городе. Двое готовятся к зачислению в школу в сентябре 2020 года.

Сегодня даже наш небольшой опыт показывает, что специально организованный процесс, взаимосвязь всех специалистов в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и испытывающими трудности в обучении, общении, поведении, дает положительный результат и позволяет значительно снизить количество детей с нарушениями в развитии в старшем возрасте.
Заведующая МБДОУ «Детский сад «Вишенка» Е.Н.Зыскунова
Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий