МОТОКРОСС: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ
0
2115

В июне отмечался Международный день мотоциклистов. Не очень широко, надо признать. А ведь было время, когда в каждом городе были организованы мотоклубы при ДОСААФ, и это по-настоящему здорово. Тогда через освоение мотоцикла шла техническая подготовка юношей, а также отвлекались ребята от пустого хождения по улицам и сидения во дворах.
В нашем городе при первичной организации ДОСААФ существовал мотоклуб Бронницкого ювелирного завода, в котором развивалось спортивное направление – мотокросс. Клуб весьма известный, он просуществовал много лет и даже успел выйти на международный уровень.
Сегодня клуба не стало. Но в городе и округе по-прежнему есть мотогонщики, принимающие участие в соревнованиях разного уровня по личной инициативе и на собственные средства.
В частности, профессионально занимается мотокроссом и выступает на соревнованиях различного ранга (включая юниорский чемпионат мира и Европы) Георгий Валякин, сын бывшего мотогонщика и руководителя бронницкого мотоклуба Петра Валякина.
Я встретился с Петром в его личном гараже, где стояла пара спортивных мотоциклов марки KTM, и, на правах старого знакомца, задал несколько вопросов.
- Петр, в первую очередь, хотелось узнать: а что случилось с клубом, почему он перестал существовать?
- Мне сложно сказать, что именно произошло. Клубу отказал в поддержке Ювелирный завод. Нас просто поставили перед фактом, сказав, что завод перестает поддерживать клуб, и все. А почему – объяснять никто не стал. А мы сильно спрашивать тоже не стали. Могу предположить, но только предположить, что это последствия влияния кризиса. Хотя наш клуб в этом отношении не был большим обременением для завода. Была мысль, что понадобилась для каких-либо нужд земля, что под гаражами. Так нет, гаражи и сейчас стоят пустыми, и там ничего не происходит. Честно говоря, нам очень жаль, что так все произошло.
- Жаль, потому что было что терять?
- Конечно. И дело же не только лично во мне, хотя из прожитых мною 49 лет я провёл в клубе 37. Я-то как раз продолжаю заниматься мотогонками с Георгием. Дело в клубе. Мы очень много хорошего, что было в стране в прошлые годы, бездумно бросали, а потом жалели. Так и с нашим мотоклубом. У него была история, имя, при нем до последнего дня продолжали заниматься мотоспортом люди, как профессионалы, так и любители. Конечно, не так активно и не в таком количестве, как раньше, но тем не менее. Мотоспорт – удовольствие недешевое. Одна тренировка обходится минимум в пару-тройку тысяч рублей, а таких тренировок в неделю желательно как минимум две. Это я не беру в расчет технику и запчасти. Это я к тому говорю, что много людей в клубе и не могло быть. Ведь все приходилось оплачивать самим. От завода нам только были выделены гаражи и мне как руководителю платили зарплату. Пусть небольшую, но это были деньги. За что могу сказать только спасибо! В результате у мотогонщиков был свой клуб, своя база. Сколько людей через эти стены прошли! Сотни – без преувеличения! А сейчас этого нет, поэтому и жаль.
- Сейчас, как я вижу, вы базируетесь дома?
- Да. Как нам сообщили о прекращении поддержки, мы просто перевезли наше личное имущество в домашний гараж и продолжаем заниматься мотокроссом. Георгию 16 лет, он должен выступать в юниорском классе мотоциклов 125 куб см. В прошлом году в этом классе на юниорском ЧМ Георгий занял 13 место. Это, по спортивным меркам, очень хороший результат. Половину 2017 года Георгий ездит уже в свободном классе мотоциклов. В нем он выиграл чемпионат Московской области. Также в этом классе мы участвуем в Чемпионате Центрального Федерального округа, стартовали в этапе чемпионата Европы. И вообще каждую неделю стараемся участвовать практически во всех соревнованиях, что проходят в нашей стране. Иногда выезжаем за границу, но теперь это делаем редко – дорого. Результаты показываем высокие, а, главное, стабильные.
- Кстати, о дороговизне. Раньше вас поддерживал Ювелирный завод, знаю, были спонсоры из Европы, а сейчас, как же все же решается финансовый вопрос?
- Некоторые спонсоры у нас остались, но, основную сумму на занятия спортом сами зарабатываем.
- Вам платят за участие в соревнованиях?
- Нет, мотоспорт – это не большой теннис. В нашем спорте нет больших денег и призовых. Зарабатываем просто, как все люди, работая.
- И содержите Георгия?
- Ну да. Это сложно объяснить... Мотокросс – это спорт, требующий больших финансовых затрат, но в котором невозможно заработать больших денег, такая отдельная история. Конечно, можно взять и забыть мотоспорт. Но столько сил, средств, лет потрачено на достижение достойного спортивного уровня, что вот так взять и отказаться, просто невозможно. Так что в нашем случае мотивацией для профессиональных занятий не может быть финансовая привлекательность этого спорта. Все те небольшие деньги, которые всё-таки удаётся заработать, благополучно растворяются в спортивном бюджете.
- Хорошо, финансовый вопрос вы как-то закрываете, а как обстоят дела с тренировками?
- Нормально. У Георгия каждый день два часа ОФП (в дни когда нет тренировок на мотоцикле ), есть свой тренер на удаленке, каждую неделю – пару-тройку выездов на трассы, постоянное участие в соревнованиях самого разного уровня. У меня – переговоры, подготовка техники, транспорта, подготовка к тренировкам и соревнованиям, работа… В нашем спорте должен быть отлаженный тренировочный процесс, в котором напрямую зависит качество подготовки спортсмена от количества тренировок и соревнований и его работоспособности, расслабляться никак нельзя. Надо постоянно тренироваться, расти, повышать мастерство. Только так можно чего-то добиться. Если кто-то думает, что можно купить крутой мотоцикл и сразу получить результат, то он сильно ошибается. Покупка хорошей техники – это только начало большой работы…
- А тренируетесь где?
- На трассе в Раменском, там отличная трасса, одна из лучших в Московской области, также в Павловском Посаде,Ступино, Бородино (Мытищи) и др.
- Посещение платное?
- Конечно. Что сейчас не за деньги? Но это проще, чем содержать мототрассу – нас это устраивает.
- А в городе? У нас сделать трассу не думали?
- Вы знаете, была такая мысль, так как у нас есть много любителей и сочувствующих мотоциклетному движению, и, вроде бы всем нужна трасса, все согласны помогать в строительстве, но по факту я понял, что все ляжет только на меня, а я за свою жизнь сделал четыре трассы, которые по разным причинам сейчас не могут использоваться, и начинать пятую уже ни сил, ни времени, ни денег нет. То есть подсказать, принять участие – это я бы не отказался. Но брать на себя инициативу я не готов, так как я не готов променять прогресс в карьере Георгия на общественно значимую нагрузку. Хотя еще раз скажу: задумывался над этой темой.
- Ваша главная цель сейчас?
- Профессиональный рост, участие в максимальном количестве соревнований и повышение спортивного мастерства,участие в соревнованиях в Европе, что, в конце концов, всё вместе должно привести к хорошему спортивному конкурентному уровню в таком тяжёлом виде спорта, как мотокросс.
 

Назад
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий